Главная Новости недели Выпуск № 34| 10 – 15 сентября 2023

Выпуск № 34| 10 – 15 сентября 2023

Время на прочтение: 12 минут(ы)

Соленость Азовского моря достигла исторического максимума, дирижабли в небе, рыба мельчает, новый рекорд электромобиля, летающий поезд, кокосовый бетон, удивительный лесопарк в Краснообске, петроглифы в Севастополе, Золотое ущелье Урала

Привет, наши дорогие читатели!

Из нашего тридцать четвертого выпуска электронного журнала Вы узнаете самые интересные и важные новости из мира экологии за прошедшую неделю!

Сегодня в выпуске:

  • Азовское море стало рекордно солёным
  • Дирижабли в небе
  • Морские рыбы начали уменьшаться
  • Установлен рекорд по дальности поездки на электромобиле
  • Летающий поезд
  • Бетон с добавлением кокоса
  • Удивительный лесопарк в Краснообске
  • Загадочные петроглифы в Севастополе
  • Золотое ущелье в Невьянске
  • Много другого и интересного

События

Азовское море стало рекордно солёным

За год показатели устремились вверх настолько, что теперь практически равны солености отдельных участков Черного моря. Теперь они составляют 15%.

К такому выводу пришли специалисты Азово-Черноморского филиала научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии, при исследовании уровня микроэлементов в акватории самого маленького моря планеты.

Рекорд обусловлен маловодьем рек Дон и Кубань, которые впадают в Азовское море, колебаниями климата и возросшей антропогенной нагрузкой. 

Такие условия привлекают в море больше креветок. Они всегда заходили из Черного моря в Азовское в теплое время. Но раньше их вылавливали максимум два десятка тонн. Теперь условия в Азовском море такие, что многие креветки не уходят на зиму, а остаются здесь и размножаются. В 2023 году установлен рекордный уровень рекомендованного вылова креветок в Азовском море — 327 тонн.

Из–за роста солёности Азовское море освоили камбала, рапан, сарган и пиленгас, биомасса которого в водоёме за последние 7 лет выросла в 12 раз. А вот запас бычков упал – за 6 лет в 10 раз, тюльки – в 2,5 раза. Вылов судака, которого не так давно в Ростовской области добывали до 800 тонн в год, вообще запрещён из–за критического сокращения популяции. К тому же при высокой солености в море активно развиваются медузы-корнероты. Морские обитатели фиолетового оттенка безопасны для человека, но отталкивают отдыхающих. Это подрывает курортный потенциал.

Прогнозирование дальнейшего повышения солености воды Азовского моря на его обитателей и человека является сложной задачей, требующей совместных усилий со стороны правительства, научных организаций и общественности. Только совместные усилия позволят сохранить уникальную экосистему Азовского моря и обеспечить благополучие его обитателей.

Дирижабли в небе

В начале XX века, когда вера в прогресс была безграничной, люди были страшно увлечены дирижаблями.

Дирижабль — это аэростат (то есть воздушный аппарат легче воздуха за счёт наполненной летучим газом оболочки), способный двигаться не только по ветру, но и в заданном направлении, чему служат двигатели с пропеллером. Экипаж, пассажиры и груз размещаются в гондоле, закреплённой внизу, под оболочкой. В качестве её наполнения на первых аппаратах использовался горячий воздух, затем водород, а после его заменил безопасный гелий. По типу оболочки дирижабли делятся на мягкие, полужёсткие (как правило, с килевой фермой) и жёсткие (имеющие полноценный каркас).

Дирижабль придумал в 1784 году французский математик и генерал Жан-Батист Мари Шарль Мёнье. Пропеллеры в этой конструкции, по задумке, должны были приводиться в движение силой рук 80 человек. И хотя изобретение осталось на бумаге, Мёнье предусмотрел практически все основные элементы будущих реальных дирижаблей. Первый действительно летающий дирижабль был оснащён паровым двигателем. Премьера состоялась в 1852 году. Его конструктором стал тоже француз — Анри Жиффар.

Первым Российским аппаратом считается собранный полукустарно в 1908 году военный дирижабль с характерным названием «Учебный». А к началу Первой мировой Россия имела полтора десятка действующих дирижаблей. Впереди была только Германия. Благодаря фанатизму графа Фердинанда фон Цепеллина, растратившего своё состояние на своё увлечение, германские дирижабли в 1910-х годах уже осуществляли более-менее регулярные пассажирские перевозки внутри страны, а несколько аппаратов поступили на вооружение армии.

Первая мировая война подтвердила эффективность дирижаблей. Они безальтернативно выполняли роль тяжёлых бомбардировщиков, имея возможность нести в своём чреве несколько тонн бомб, в то время как аэроплан был способен взять на борт несколько гранат.

Временем расцвета дирижаблей считаются 20–30-е годы прошлого века. После Первой мировой в конструкторскую гонку включились сразу несколько стран. В 1919 году британский военный аппарат пересёк Атлантику. Спустя пять лет через океан летел уже пассажирский LZ 126, прототип пассажирского LZ 127 «Граф Цеппелин», который вскоре начал осуществлять трансатлантические рейсы. Эти путешествия пользовались спросом у богатой публики в том числе и потому, что дирижабль мог предоставить своим пассажирам уровень комфорта не хуже, чем на морских лайнерах. За девять лет безаварийной эксплуатации «Граф Цеппелин» налетал более 1,6 млн км.

В 1936 году к северу от Москвы появился целый посёлок с говорящим названием Дирижаблестрой. Позднее он стал городом и получил своё нынешнее имя — Долгопрудный. Здесь размещалась научно-производственная и учебная база советского дирижаблестроения и были созданы два замечательных дирижабля: СССР-В5 и его усовершенствованный вариант СССР-В6 «Осоавиахим», в 1937 году установивший мировой рекорд продолжительности полёта — 130 часов 27 минут. На земле для дирижаблей требовалась инфраструктура. В СССР успели построить только одну причальную мачту, в Свердловске. Ее высота составляла около 45 метров, масса — 45 тонн. Это была самая высокая причальная мачта в Европе. Конструкция ее подразумевала наличие лифта, а также магистралей для газа, воды, масла и бензина. Планировали построить также эллинг (ангар для строения дирижаблей), здания для радиорубки и метеослужбы, мастерскую для добычи водорода, бензохранилище, аэровокзал. Но поставили к 1937 году только каркас мачты, внутрь которого из-за ошибки проектирования так и не смогли поместить лифт. А потом вообще кончились деньги, «Аэрофлоту» не хватало финансирования на авиационные проекты.

Конец эры дирижаблей наступил после катастрофы самого большого в мире дирижабля LZ 129 «Гинденбург», построенного в 1936 году в нацистской Германи.  Его размеры поражали: длина — 245 м, ширина — более 41 м, объём — 200 тыс. кубометров, полезная нагрузка — до 100 тонн, аппарат мог перевозить на своём борту 50 пассажиров и развивал скорость до 135 км/ч. Билет на такой рейс стоил немыслимые в те времена 400 долларов (тогда в США новый автомобиль среднего класса стоил $600). 6 мая 1937 года после швартовки к причальной мачте на авиабазе Лейкхерст, США, в хвостовой части дирижабля случилось возгорание. Через 15 секунд раздался первый взрыв, а через 32 секунды остатки дирижабля рухнули на землю. Ну а когда в феврале 1938 года самый большой советский дирижабль «СССР-В6» разбился о сопку на Кольском полуострове, работы по строительству летательных аппаратов легче воздуха закрыли и в нашей стране. 

Но дело не только в катастрофах, строительство и эксплуатация дирижаблей дело очень затратное. Большой дирижабль типа «Гинденбурга» обходился в сумму от 25 до 65 млн долларов в пересчете на нынешние деньги. Да и стоимость летного часа абсолютно не окупалась.

Вскоре на смену огромным летающим слонам пришли хищные и маневренные самолёты, а затем и вертолёты. На полях Второй мировой дирижаблям места уже практически не было. После войны конструкторская мысль была увлечена совсем другими идеями — на сцену вышли реактивные лайнеры самых разнообразных форм и размеров, а затем и космические ракеты. Скорость стала главным фактором жизни.

В наши дни самолёты, вертолёты, беспилотники давно вытеснили дирижабли из военных и коммерческих пространств, тем не менее, сегодня горстку из них всё еще можно увидеть в небе. Возможно, дирижабли непрактичны для дальних перелётов, но они демонстрируют неплохие показатели при использовании на малых расстояниях. Именно поэтому их до сих пор предпочитают некоторые компании, иногда используя для рекламы и съёмок спортивных мероприятий. По состоянию на 2022 год в мире осталось всего 25 дирижаблей, и только половина из них используется.

Тем не менее XXI век, поставивший во главу угла экологичность, кажется, даёт дирижаблям ещё один исторический шанс. Эти летательные аппараты оставляют после себя минимальный углеродный след. Более того, в ту пору, когда автомобилестроение переходит на электродвигатели, многие вспомнили, что один из первых дирижаблей, взмывший в небо ещё в 1884 году во Франции, был оснащён электрическим двигателем.

Сейчас разработки современных дирижаблей активно ведутся в США, Великобритании, Франции и других странах. Единственное государственное предприятие в России, работающее над темой дирижаблей – ДКБА (Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики), которое входит в состав холдинга «Росэлектроника» госкорпорации «Ростех», разработало уникальный продукт — модульную дирижабельную систему с изменяемой грузоподъёмностью. Её использование позволит на 15% повысить рентабельность перевозок и на 25% снизить расходы на содержание лётного парка по сравнению с традиционными дирижаблями. Использование дирижабельных систем модульной конструкции позволяет обеспечить доставку любых грузов, в том числе тяжёлых и крупногабаритных, в районы, где отсутствуют автомобильные и железные дороги.

Именно сегодня отчётливо проявились достоинства дирижаблей. Главное из них — низкая по сравнению с самолётами и вертолётами стоимость лётного часа при большей грузоподъёмности. Возможно, что дирижабли вернутся в нашу жизнь и займут своё место в небе.

Морские рыбы начали уменьшаться

Изменения в климате приводят к повышению температуры воздуха и воды, что может привести к увеличению частоты и интенсивности экстремальных погодных явлений, таких как засухи, наводнения, лесные пожары и ураганы.

Эти изменения имеют серьезные последствия для животных, включая сокращение доступности пищи, ухудшение условий размножения и выживания молодых особей. Кроме того, повышение температуры влияет и на рост растений.

Анализ тысяч видов животных и растений показал, что многие из них уменьшаются в размерах. Этот эффект особенно заметен у рыб, которые становятся меньше, меняя экосистемы.

С целью выявления изменений в размерах тела организмов специалисты Университета Сент-Эндрюс в Шотландии и их коллеги из Германии, Канады, Швеции и США проанализировали данные о популяции различных видов животных и растений, начиная с 1960 года. Всего было рассмотрено 4292 млекопитающих, беспозвоночных, рыб, амфибий, рептилий и растений.

Выяснилось, что наиболее выраженные изменения наблюдаются у морских рыб. Например,средние размеры тела уменьшаются у таких видов, как колючий скат и североатлантическая рыба. В то время как некоторые большие виды уменьшаются, мелкие виды, такие как скумбрия, наоборот, увеличиваются в численности, что влияет на структуру и функции экосистем.

Подобные изменения также были замечены у некоторых растений и беспозвоночных. В некоторых случаях изменения превышают 10%.

Предполагается, что это связано с глобальным потеплением и другими экологическими сдвигами вследствии воздействия человека на окружающую среду.

Технологии

Установлен рекорд по дальности поездки на электромобиле

Модифицированный электромобиль muc022, собранный студентами Технологического университета Мюнхена, установил рекорд по дальности поездки на одном заряде аккумулятора. Тестовый автомобиль за шесть дней проехал с остановками, но без подзарядки 2 573 км. Электромобиль команды TUfast Eco провел на дороге в совокупности более 99 часов.

Основанная в середине прошлого десятилетия команда TUfast Eco занимается постройкой сверхэффективных электромобилей и участвует на них в различных соревнованиях и рекордных заездах. Мuc022 показал лучший в мире запас хода на одной зарядке среди электромобилей, не имеющих солнечных панелей на проходившей в Мюнхене автомобильной выставке IAA Mobility. 

Электромобиль потреблял всего 0,6 кВтч на 100 км пути. Для сравнения самым экономичным серийным коммерческим электромобилям на такой путь требуется 13 кВтч.

Для достижения рекорда изобретатели сосредоточились на снижении веса электромобиля. Основа корпуса из композитного углеродного материала весит всего 18,6 км. А масса всего электромобиля составляет 170 кг. Инженеры также использовали аэродинамический дизайн корпуса и усиленную батарею мощностью 15,5 кВтч.

Автомобиль одноместный. Габаритная длина — 3400 мм, ширина — 1200 мм, высота — 1000 мм. Передняя подвеска — типа McPherson, задняя — на двойных поперечных рычагах, вместо традиционных пружин используется лёгкий эластомер. Углепластиковые колёса на тонких шинах с пониженным сопротивлением качению снабжены дисковыми тормозами. Рулевое управление для снижения массы имеет тросовый привод.

Разработка ребят из Мюнхена может стать переломным моментом в производстве современных машин.

Летающий поезд

В польском городе Нова-Сажина провели испытания поезда, способного парить над рельсами. MagRail тестировался на 720-метровом участке железной дороги. Испытания прошли успешно.

Такой поезд разрабатывали около 3,5 лет. 6-метровый MagRail весом две тонны поднялся в воздух после разгона до 70 километров в час, а затем развил скорость до 100 километров в час за 11 секунд. Максимальная скорость поезда составила 135 километров в час. Его создатели утверждают, что он обладает потенциалом для достижения впечатляющей скорости в 550 км/ч и может стать главным конкурентом современных скоростных поездов.

Конструкция поезда основана на использовании магнитной левитации. Она позволяет составу подниматься над рельсами и перемещаться по воздуху. Польская технология аналогична применяемой в маглев-поездах (поездах с магнитной левитацией) в Японии и Южной Корее. Однако MagRail могут использовать уже существующие железные дороги, внедрив некоторые доработки железнодорожных путей, что важно с экономической точки зрения. Один и тот же железнодорожный путь смогут использовать как традиционные поезда, так и транспортные средства на магнитной подушке.  

Несмотря на то, что MagRail пока является лишь прототипом, его создатели уверены в том, что он может быть использован для перевозки пассажиров в будущем. По их словам, этот поезд может стать ключевым элементом транспортной системы, которая позволит сократить время путешествия между городами и странами.

Бетон с добавлением кокоса

Ученые из Донского государственного технического университета создали новый состав бетона с использованием скорлупы кокосового ореха. По их словам, разработка дешевле традиционных аналогов на 15%, а конструкции из нее отличаются повышенной легкостью.

Идея поиска новых составов строительных смесей с растительными отходами — не нова. Дешевые органические компоненты для строительных смесей ищут по всему миру. А для многих стран кокосовая оболочка — бросовый материал.

Исследователи ДГТУ пробовали использовать много видов растительных отходов, в том числе отходы рисовой соломы и шелухи, растительных волокон. Но мелко раздробленная кокосовая скорлупа не только удешевляет производство до 15 процентов, но и функционально подобна натуральному щебню, так как имеет шероховатую и угловатую структуру, а ее поверхность имеет даже большую рельефность. При изготовлении команда исследователей четко выверила нужный процент кокосовых «опилок» для самого прочного состава — до 10 процентов. За счет этого повышается качество сцепления заполнителя и цементно-песчаной матрицы, что обеспечивает высокие характеристики бетона. При разных воздействиях на данный бетон разрушения имеют более вязкий характер, и у конструкций остается больше шансов на устойчивость.

В дальнейшем научный коллектив намерен продолжить поиск растительных компонентов для замещения цемента, щебня и песка в бетоне, а также проектирование экологичных и экономичных конструкций из новых строительных смесей.

Путешествия

Удивительный лесопарк в Краснообске

Лесопарк имени академика И. И. Синягина это памятник ландшафтного искусства в рабочем посёлке Краснообск в Новосибирском районе Новосибирской области.

Заложен лесопарк был в 1973 году по инициативе академика Иракли Синягина, возглавлявшего тогда СО ВАСХНИЛ. ВАСХНИЛ – это всесоюзная академия сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина.

По замыслу ученого-агрохимика, лесная территория должна была воссоздать благоприятную экологическую обстановку и стать уникальной зоной отдыха для жителей научного городка с заложенным потенциалом роста до 40 тыс. человек, а также предотвратить казавшееся неизбежным наступление мегаполиса Новосибирска на камерный научный поселок Краснообск, бывший на тот момент резиденцией Сибирского отделения ВАСХНИЛ.

Проект разрабатывался и осуществлялся специалистами высокого уровня, так как будущий парк являлся сложным природным объектом. Были произведены тщательные подсчеты и планирование, учитывалась обозреваемость участка, его просматриваемость и дальность перспективы. Удачное сочетание зелени травяного покрова полян с группами самых разных деревьев, в том числе ценных пород, своим продуманным разноцветьем обеспечивали высокий декоративный эффект. В соответствии со схемой зонирования, также по инициативе Синягина на территории были оставлены две большие поляны общей площадью 8 га. Здесь предполагалось в будущем возможное размещение зоны активного отдыха и развлечений, спортивные и детские развлекательные площадки.

Спустя десятилетия благодарные потомки увековечат имя талантливого ученого в названии лесопарка. На момент завершения работ размер лесопарка достигал 292 га, в нем произрастали более 70 видов деревьев и кустарников, в том числе особо ценных из других климатических зон. На создание грандиозного дендрария было затрачено порядка 1 млн.руб.

В 90-е годы в в результате хищнического использования ресурсов зелёной зоне Краснообска был нанесен невосполнимый урон. На месте намеченной «спортивной и детской зоны» начали возводиться таунхаусы и коттеджи. Погублены тысячи деревьев и кустарников, площади лесопарка сократились на десятки га, ущерб, по разным оценкам, составлял десятки миллионов рублей. Был загроможден постройками и существенно ограничен доступ жителей в лесопарковую зону, площадь которой с каждым годом неуклонно сокращалась.

С 2005 г. отдельные депутаты местного Совета депутатов и общественники стали поднимать на повестку дня вопрос о защите лесопарка. И наконец в декабре 2022 года лесопарк получил статус особо охраняемой природной территории местного значения, в начале февраля 2023 года границы внесены в Единый государственный реестр недвижимости. В настоящее время площадь лесопарка составляет 168,9 гектара.

Рукотворный лесопарк имени академика Синягина — это зеленая жемчужина Новосибирской области. Ничего подобного в России нет.

В 2021 году обнаружился технический проект, по которому создавался парк, — книга из листов пожелтевшей бумаги подробно описывает ландшафтные зоны и посадки. Но настоящим открытием стали страницы с нереализованной частью уникального проекта. Веерные, рядовые и круговые посадки представляют собой зоны, среди которых должны были разместиться видовая площадка «Одинокий замок», бассейн «Затерянный мир», как внутри тенистых аллей черёмухи Маака планировались столы для домино. Современные краснообцы планируют создавать эти зоны для отдыха рядом с историческим лесопарком, а внутри проложить туристическую тропу.

Загадочные петроглифы в Севастополе

Петроглифы у мыса Херсонес в Севастополе (44.576354, 33.386559) — одна из самых необычных достопримечательностей города, хотя их «историчность» остаётся под вопросом.

Традиционно петроглифами называют все изображения на камне с древнейших времён вплоть до Средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные тёсаные рисунки, так и более поздние, например, на специально установленных камнях, мегалитах или «диких» скалах.

Среди рисунков у мыса Херсонес можно увидеть библейские картины, знаки задиака, морских существ и звездные светила.

Загадочные наскальные рисунки притягивают к себе многочисленных туристов. А ещё большую таинственность и «состаренность» им придаёт сама природа – сильные штормы стёрли рисунки — где-то фрагментами, а где-то и полностью.

Но насколько древние это изображения сказать сложно, хоть и выглядят они более чем таинственно, мистически и притягивающе. Местные жители рассказывают, что до 2015 года рисунков было всего 8. А после появились еще около десяти. И вроде как, их вырезал местный севастопольский моряк. Он приходил к этим скалам между рейсами. На земле ему снились сны о море и звездах. И эту тоску за морскими приключениями он переносил в свое творчество.

Большинство рисунков сделаны в одном стилистическом направлении. Некоторые вырезаны в более современном стиле. Предполагают, что несколько рисунков не принадлежат руке моряка. Но, видимо, у современных мастеров больше нет желания создавать новые произведения, в последнее время количество изображений не увеличивается.
 
А если посмотреть с другой стороны, то некоторые рисунки очень сильно напоминают выдавленные в камне орнаменты. Прямо как в средневековом пещерном городе Эски-Кермен, возле города Бахчисарай. Так что, возможно, часть петроглифов очень старинные. И показались они из-за обвала мягких каменных пород, которые постепенно оголяют прибрежную полосу мыса Херсонеса.

Каждый год петроглифы постенно разрушаются. Следует поспешить, чтобы их увидеть. Рисунки однозначно стоят того, что бы на них посмотреть, и потрогать. 

Золотое ущелье в Невьянске

Урал известен не только благодаря красивым горам, чудесной природе и границе между Европой и Азией, но и тем, что именно на Урале, впервые нашли первое золото Российской империи.

На окраине города Невьянска Свердловской области можно увидеть необычный пейзаж. Он образовался в результате добычи золота. Данное место получило название Золотое ущелье (57.468815°, 60.214990°).

Золотое ущелье образовалось совсем недавно, да и сам карьер возник лишь лет 10 назад. Золото добывали с помощью гидравлики. Породу промывали под струями воды, извлекая россыпное золото. В итоге грунт вымыли, а фундамент из известняка остался. Вымывать глину и песок из всех полостей было непросто. Вполне возможно, что где-то здесь ещё мог остаться драгоценный металл.

Карьер вытянут с севера на юг на 250 м, а ширина до 160 м. Вид на бывший золотой прииск впечатляет. Глыбы известняка и камней напоминают каких-то сказочных существ. Остатки породы сложились в причудливый лабиринт. Завораживают и природные рисунки на известняковых останцах. Среди камней растут молодые сосенки и цветет иван-чай.

До открытия карьера это место называлось «Свиньи горки». Зимой здесь катались на лыжах.

В настоящее время это место не популярное. Туристы здесь бывают редко. В этом месте можно насладиться тишиной, природой и попробовать найти свой кусочек золота.

Одной строкой

Инженеры создали «взрывного» робот-лягушку 

8 удивительных светящихся существ

Cамая опасная для защитников природы страна

6 уникальных животных, которые могут выжить без воды

Опасные огненные муравьи угрожают всей Европе

Археологи нашли 9000-летний охотничий лагерь

Коротко и по делу наша самая лучшая ежедневная лента новостей об экологии