Главная Новости недели Выпуск № 41| 27 октября – 3 ноября 2023

Выпуск № 41| 27 октября – 3 ноября 2023

Время на прочтение: 13 минут(ы)

День Черного моря, возраст Луны, операция «Перепел», авто в коробке, изыскания на астероидах, экофлот, Муром, нацпарк «Крымский», барк «Седов»

Привет, наши дорогие читатели!

Из нашего сорок первого выпуска электронного журнала Вы узнаете самые интересные и важные новости из мира экологии за прошедшую неделю!

Сегодня в выпуске:

  • День Черного моря
  • Луна старше, чем думали ученые
  •  Эксперимент под названием «Перепел»
  • Электромобиль в духе IKEA
  • Добыча полезных ископаемых на астероидах решит экопроблемы Земли
  • Airbus построит экологичный флот
  • Муром
  • Национальный парк «Крымский»
  • Легендарный Барк Седов 
  • Много другого и интересного

События

День Черного моря

Праздник «День Черного моря» отмечается ежегодно 31 октября. Этот день был установлен в 1996 году в Стамбуле (Турция) на конференции Организации Черноморского Экономического Сотрудничества (ОЧЭС).

Черное море – одно из внутренних морей Атлантического океана, расположенное между Европой и Азией. Проливом Босфор оно соединяется с Мраморным морем, а далее, через пролив Дарданеллы — с Эгейским и Средиземным морями. Керченским проливом соединяется с Азовским морем.

Около 250 млн лет назад Чёрного моря, впрочем, как и Средиземного, не существовало. На их территории простирался залив древнего моря Тэтис — это название появилось позднее из греческой мифологии. 13 млн лет назад началось образование Альпийских гор, что привело к разделению залива на части: на восточную, которая позднее стала Чёрным, Каспийским и Аральским морем, и на западную — впоследствии Средиземное море.

Чёрное и Каспийское моря значительно опреснились за счёт впадающих в них полноводных рек, таких как Дунай, Днепр и другие. 8 тысяч лет назад, когда человек уже обжил морские побережья, случилась катастрофа: Чёрное и Средиземное моря ненадолго соединились, что привело к гибели пресноводных обитателей черноморских вод. С тех пор разложение остатков микроорганизмов на его дне, которые сохранились до сих пор, создаёт большое количество сероводорода, из-за чего в море практически нет глубоководных обитателей.

Изучение Чёрного моря началось древними греками еще в IV веке до н. э.: они оставили после себя сведения о сезонной миграции рыб, а также описали неспокойный характер водоёма. Именно по Чёрному морю, согласно античным легендам, плавали аргонавты в поиске Золотого Руна, и именно на его побережье совершал свои подвиги Геракл.

Площадь Черного моря составляет 422 тысячи квадратных километров. Наибольшая глубина — 2210 метров, средняя — 1240 метров.

Растительный мир Черного моря включает в себя 270 видов многоклеточных зеленых, бурых, красных донных водорослей. Здесь обитает 2,5 тысячи видов животных.

Несмотря на свою относительную изолированность от океана, Черное море сталкивается с рядом экологических проблем, связанных с загрязнением, изменением климата и потерей биоразнообразия. Основные источники загрязнения включают промышленные и бытовые стоки, разливы нефти и мусора, а также чрезмерный вылов рыбы и других морских организмов.

Целью праздника является привлечение внимания общественности к проблемам загрязнения и сохранения экосистемы Черного моря. В рамках празднования проводятся различные мероприятия, включая научные конференции, выставки, фестивали морской культуры и спортивные соревнования.

В этом году отмечать морскую дату в Сочи начали с массового экологического заплыва на сапбордах на пляже «Маяк». Во всех районах Большого Сочи прошли сразу несколько мероприятий: турнир по пляжному волейболу, заплыв «моржей» в акватории, тематические выставки по истории Черного моря. Также прошли занятия йогой в Адлере, тематическая программа «Морская феерия» в Хостинском районе, а в Лазаревском выступления артистов и спортивные мероприятия.

Для сохранения экосистемы и улучшения состояния Черного моря необходимо принимать меры по сокращению загрязнения, восстановлению морских экосистем и сохранению биоразнообразия. Праздник «День Черного моря» призван привлечь внимание общественности к этим вопросам и стимулировать усилия по решению экологических проблем этого важного водного объекта.

Луна старше, чем думали ученые

Луна – самый близкий к Земле объект в Солнечной системе и один из главных космических тел, окружающих нашу планету. Ее происхождение и эволюция являются предметом многочисленных научных исследований и дискуссий.

Согласно одной из теорий происхождения Луны, которая объясняет, как она появилась и стала спутником Земли, объект размером с Марс врезался в Землю, которая была еще теплой и мягкой, и от неё откололся огромный кусок материи, который позже превратился в Луну. Это произошло примерно 4,4 миллиарда лет назад.

Первые этапы формирования Луны характеризовались расплавленной поверхностью. Со временем она постепенно остывала и затвердевала, в результате чего образовались кристаллы кремния — цирконы, обладающие удивительной устойчивостью к экстремально высоким температурам и агрессивным средам. Это позволяет им сохраняться в течение миллиардов лет.

Новое исследование зерен циркона в лунных образцах, доставленных миссией «Аполлон», предполагает, что луна даже старше, чем предполагали ученые – на добрых 40 миллионов лет! 

Это означает, что возраст Луны составляет по меньшей мере 4,46 миллиарда лет, всего немножко моложе Земли, возраст которой оценивается в 4,54 миллиарда лет.

Кристаллы циркона – отличный способ определить возраст образца из-за особенностей их формирования. Кристаллы циркона при формировании включают в себя уран, но сильно отвергают свинец. Со временем радиоактивный уран в цирконе распадается на свинец с очень хорошо изученной скоростью. Ученые могут посмотреть на соотношение урана и свинца в кристалле циркона и с высокой степенью точности определить, как давно образовался циркон.

Эта информация может помочь ученым определить другие аспекты истории Луны, например, сколько времени потребовалось для формирования и затвердевания, а также лучше оценить дату удара.

Исследование возраста Луны и процесса ее формирования продолжает оставаться актуальной темой для ученых и специалистов. Несмотря на то что многие аспекты этой темы остаются неясными, существующие теории и данные позволяют получить представление о том, как наш спутник появился и эволюционировал на протяжении миллиардов лет.

В свою очередь, сопоставление старых и новых образцов с луны, полученных в ходе предстоящих лунных миссий, может расширить наши представления о формировании Солнечной системы и ее загадках, став ценным наследием для будущих поколений ученых.

Эксперимент под названием «Перепел»

В ноябре текущего года на Международную космическую станцию отправятся оплодотворенные перепелиные яйца для проведения эксперимента под названием «Перепел».

Его цель — изучение влияния невесомости на развитие эмбрионов. Уникальная исследовательская миссия будет проведена совместно с Институтом медико-биологических проблем РАН.

Впервые проблема репродукции – а проще размножения живых организмов в космосе – возникла, как только встал вопрос о создании биологических систем жизнеобеспечения на орбитальных станциях. Тогда задача была чисто утилитарная: если космонавты научились выращивать пшеницу в бортовых оранжереях, то почему, скажем, птицы не могут служить источником получения таких высококалорийных продуктов, как яйца? Выбор, в частности, пал на перепелов.

В 1978 году был осуществлен пробный «перепелиный запуск» на советском биоспутнике «Космос-1129». Получилось не очень. Возвращение вышло слишком жестким, и почти все яйца разбились. Тем не менее эмбрионы в руки ученых попали. Стало ясно: зарождение на орбите возможно.

В 90-м – первая победа: на борту нашего орбитального комплекса «Мир» вывелись восемь перепелят. Но быстро погибли. А в 1999 году удача наконец улыбнулась экипажу Виктора Афанасьева. С ним летали француз Жан-Пьер Эньере и словак Иван Белла. Словацкие специалисты сделали прекрасный транспортный инкубатор: туда заложили шестьдесят оплодотворенных яиц. Ученые хотели получить птенцов в космосе и постараться максимально сохранить их. На станцию доставили даже специальный блок для «новорожденных» – центрифугу. Она делала до 110 оборотов в минуту, создавая для перепелят привычную силу тяжести.

Но благополучно приземлились только три птенца. В спускаемом аппарате оказалась слишком низкая температура – всего плюс 11. Тем не менее ученые получили поразительный результат: впервые в истории живые существа не только родились в космосе, но и, прожив там несколько дней, вернулись на Землю.

Для эксперимента «Перепел» будут использованы яйца перепела, которые будут собраны у птиц одинакового размера и сроков хранения. Яйца будут отобраны по качеству, проверены на целостность скорлупы и оплодотворенность. Затем они будут промаркированы и уложены в специальные контейнеры с ячейками, соответствующими размерам яиц. На контейнерах также будет указан номер от 1 до 24 для правильной идентификации на разных этапах эксперимента.

На четвертые, седьмые, десятые и пятнадцатые сутки развития, из инкубатора будут выниматься шесть яиц. Птенцы будут вылупляться на 16-й день, после чего полученный материал будет доставлен в лабораторию для дальнейших исследований.

Ожидается, что результаты исследований эмбрионов перепела помогут ученым оценить степень зависимости жизненных процессов живого организма от наличия гравитации. Планируется провести подобный эксперимент также в 2024 году, что позволит ученым получить более полную картину о влиянии невесомости на развитие живых организмов и изучить возможность выведения птиц в космосе.

Технологии

Электромобиль в духе IKEA

Шведский стартап Luvly создал электрокар, который будут поставлять по миру в разобранном виде в плоских коробках, как мебель IKEA. 

Вместо того, чтобы собирать автомобили на одном центральном заводе и отправлять их по всему миру в полностью собранном виде, Luvly разработала процесс, который позволяет доставлять автомобили в виде крупнодетального конструктора для быстрой финальной сборки, как, например, у другого шведского бренда — мебельной IKEA. Затем машина собирается на микрофабриках в регионах сбыта. Доставка в разобранном виде позволит поместить в один стандартный транспортный контейнер 20 автомобилей. Также это поможет сократить выбросы углекислого газа от транспортировки.

Благодаря своей компактности и легкости, Scandi Luvly O имеет энергетическую эффективность, превосходящую обычные электромобили в 2-4 раза, потребляя всего 60 Втч/км. Она оснащена небольшой батареей объемом 6,4 кВт⋅ч, которая состоит из двух съемных блоков по 15 кг, которую можно переносить и заряжать в домашних условиях.

Максимальная скорость 450-килограммового электромобиля составит 90 км/ч, чего будет достаточно для передвижения по городу. Багажник позволяет перевозить продукты и малогабаритные сумки.

Учитывая характеристики, Luvly O не обязательно проходить краш-тесты перед выпуском на рынок. При этом разработчики уверяют, что машина будет безопасной благодаря прочному шасси, выполненному из композитных материалов.

По словам инженеров, автомобиль сконструирован таким образом, что отдельные детали при необходимости можно легко заменить. А в дальнейшем его можно полностью разобрать и сдать на утилизацию.

Электромобиль появится в продаже в 2024 году. Его стоимость — около 10 тысяч евро (≈ ₽ 1 млн).

Добыча полезных ископаемых на астероидах решит экопроблемы Земли

Экологические проблемы Земли могут стать одним из стимулов для начала добычи полезных ископаемых на астероидах. Это может привести к созданию новых технологий и ресурсов, которые помогут решить некоторые из наших самых серьезных экологических проблем.

Одной из главных проблем является истощение запасов ископаемого топлива, такого как нефть, газ и уголь. Добыча полезных ископаемых на астероидах может обеспечить доступ к новым источникам энергии, таким как металлы, минералы и вода, которые могут быть использованы для создания экологически чистых источников энергии.

Также многие из наших экологических проблем вызваны выбросами вредных веществ, таких как углекислый газ, в атмосферу. Добыча на астероидах может предоставить доступ к ресурсам, которые могут помочь в создании технологий для улавливания и удаления этих вредных веществ из атмосферы.

Недавнее исследование, проведенное группой ученых из Горной школы Колорадо в сотрудничестве с Мартином Штюрмером из Международного валютного фонда, пролило свет на предположение: добыча полезных ископаемых на астероидах как потенциальное решение экологических проблем Земли.

Исследователи проанализировали наиболее важные факторы и использовали модель роста Рамзи, чтобы оценить экономию затрат и динамику инвестиций, связанную с переходом от наземной добычи полезных ископаемых к космической. Эта модель описывает устойчивые темпы экономического роста с точки зрения капитала и технологий. Вопрос о рабочей силе остается открытым, поскольку такая деятельность будет в основном роботизированной. Инвестиционный капитал, вероятно, не является проблемой, но развитие такой технологии сопряжено с трудностями.

Сначала шахтерам предстоит добраться до астероидов, построив роботизированные горнодобывающие предприятия, которые будут работать в суровых условиях космоса. Затем всю эту руду необходимо перевезти обратно на Землю для переработки. К тому же сначала следует изучить какие астероиды богаты рудой, получить достоверные данные о «запасах». Вместе с тем, горнодобывающее оборудование должно быть приспособлено постоянно работать в условиях низкой гравитации, близкой к вакууму.

Тем не менее, ученые приходят к выводу, что добыча полезных ископаемых на астероидах и Луне действительно возможна и представляет собой интересную и прибыльную задачу.

Airbus построит экологичный флот

Когда речь идет о компании Airbus, большинство представляют себе авиационную отрасль, а не морские суда. Однако аэрокосмический гигант объявил о своем намерении заменить свой чартерный флот, который перевозит компоненты через океан, на более экологичные и эффективные суда.

Целью запуска таких судов является не только снижение выбросов в атмосферу, но и экономия. Собственный флот из трех чартерных судов Airbus перевозят запчасти самолетов через Атлантический океан из Сент-Назер, Франция, к линии окончательной сборки самолетов в Мобиле, штат Алабама.

Для решения проблем экономии и экологичности Airbus закажет футуристичные электросуда «из будущего» у французского подрядчика Louis Dreyfus Armateursа.

Новые суда будут оснащены шестью роторами Флеттнера – большими вертикальными вращающимися цилиндрами, которые действуют как аэродинамические профили и используют ветер для создания тяги. Кроме того, на судах будут установлены два двигателя на двойном топливе, работающих на морском дизельном топливе и э-метаноле. Также будет использовано программное обеспечение для маршрутизации, чтобы выбрать наиболее эффективный курс.

Каждое транспортное средство сможет перевозить семьдесят 12 метровых контейнеров и шесть комплектов самолетов, что больше, чем максимальная вместимость текущего флота.

По словам Airbus, новая технология позволит сократить выбросы углерода с 68 000 до 33 000 тонн к 2030 году. Это позволит компании Airbus увеличить темп производства своих популярных самолетов A320 до 75 единиц в месяц к 2026 году.

В целом, эти новые суда представляют собой важный шаг в направлении более экологически чистого судоходства. Они демонстрируют инновационные технологии и подход к снижению выбросов углекислого газа, что поможет уменьшить негативное воздействие на окружающую среду.

Путешествия

Муром

Муром – один из старейших и красивейших городов России, расположенный на левом берегу Оки. Город имеет богатую историю, которая начинается с IX века и продолжается до наших дней. Муром является частью Владимирской области и имеет население около 110 000 человек.  К тому же, город еще и родина легендарного русского богатыря Ильи Муромца.

Первое упоминание о Муроме в летописях относится к 862 году. В то время он был центром Муромского княжества и одним из самых крупных городов на Руси. История города полна событий и драматических страниц, таких как нашествие татаро-монгол, польско-литовская интервенция, эпидемии и пожары.

Однако, несмотря на все испытания, Муром сумел сохранить свою самобытность и культурное наследие. Свидетельством тому являются многочисленные памятники архитектуры, искусства и истории, которые привлекают туристов со всего мира. К таким достопримечательностям относят:

Спасо-Преображенский мужской монастырь, он стоит на берегу Оки, расположен на месте двора первого муромского князя Глеба. Он является одним из самых древних не только на муромской земле, но и на территории России. Первое упоминание о сооружении датируется X-XI векам. Сегодня комплекс занимает большую ухоженную территорию с корпусами, церквями, красивейшим собором. При монастыре действует пекарня, есть собственный пруд и живой уголок. 

Благовещенский монастырь, заложен в 1555 году по приказу Ивана Грозного, посетившим Муром во время похода на Казань. Он возник на месте деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. В Благовещенском соборе находится старейший из сохранившихся в городе иконостасов, состоящий из 6-ти ярусов. Он был установлен в 1797 году.

Свято-Троицкий женский монастырь одна из главных достопримечательностей города, известная своим прекрасным храмовым комплексом и старинными иконами. Монастырь основан в 1643 году богатым муромским купцом Тарасием Борисовым, по прозвищу Богдан Цветной на месте так называемого «старого городища», где в XII веке стояла деревянная церковь во имя Бориса и Глеба — первых русских святых. Паломники приходят в женскую обитель, чтобы поклониться мощам покровителей семьи и брака – святых Петра и Февронии. 

Окский парк – один из старейших парков России, ему уже более 160 лет. Зеленая зона была разбита на том месте, где несколько веков назад стоял деревянный Муромский кремль. Парк любят за тенистые аллеи, удобные дорожки для прогулок. С большого колеса обозрения открывается отличный вид на монастыри, пойму реки и улицы Мурома.

В Окском парке расположен памятник Илье Муромцу. Статуя высотой 21 метр была установлена в 1999 году в честь знаменитого богатыря, который, по легенде, родился в Муроме. В фигуре русского богатыря скульптор Вячеслав Клыков воплотил образ воина-монаха. Илья одет в кольчугу, из-под которой видна монашеская ряса, а его голову защищает традиционный русский шлем. Левой рукой богатырь прижимает к груди православный крест, а правой рукой грозно возносит меч над головой в назидание врагам.

Сегодня Муром – это динамично развивающийся город, при этом он очень зеленый и летом утопает в зелени и цветах. В городе много парков и зон отдыха, где можно провести время с семьей или друзьями.

Национальный парк «Крымский»

Крымский национальный парк (Крымский заповедник) — один из старейших в Крыму. Его территория охватывает центральную часть главной гряды Крымских гор от Ялты до Алушты, площадь горно-лесного массива заповедника составляет почти 35 тысяч гектаров. К заповедной зоне относятся высочайшие пики Крыма: Роман-Кош, Зейтин-Кош, Демир-Капу. В горах национального парка берут начало многие реки Крыма — Альма, Кача, Улу-Узень, Авунда, Дерекойка.

Началом заповедания территории, входящей ныне в его состав, считается создание в 1913 году «Заказника императорских охот». В то время для царского охотничьего заказника была организована егерская служба, а на горе Большая Чучель выделены участки леса для демонстрации завезённых в Крым животных — кавказских оленей, дагестанских туров и безоаровых козлов, корсиканских муфлонов, зубров.

1 мая 1917 года в Симферополе Первый съезд Таврического союза лесоводов и лесных техников поставил вопрос о судьбе бывшей Крымской царской охоты и предложил создать на её месте национальный заповедник.

В настоящее время для любителей горного туризма есть один недостаток – на территории Крымского природного заповедника нет экологических троп и запрещены пешеходный, вело- и мототуризм. Но тем не менее заповедник открыт для посещения: это возможно для организованных экскурсий с предварительной регистрацией.  По территории заповедника возможны только автомобильные и автобусные экскурсии по разработанным эколого-познавательным маршрутам в сопровождении сотрудника заповедника.

Дорога по заповеднику очень живописная. Это старое Романовское шоссе, которое построили еще до революции, длиной 77 километров. Оно идет из Алушты в Ялту через Чучельский и Никитский перевалы на высоте 1450 метров.

Главными достопримечательностями заповедника Крыма являются гора Роман-Кош, Беседка ветров («Екатерининская») на высоте около 1400 метров, гора Чатыр-Даг, вершина Эклизи-Бурун, водопад Головкинского, Косьмо-Дамиановский монастырь (20 км со стороны Алушты по горной трассе Алушта-Ялта), Форелевое хозяйство (в верховьях р. Альма, построено в 1958 году), Никитский перевал.

Роман-Кош является высочайшей среди крымских вершин. Абсолютная высота горы составляет 1547 метров. Добравшись до высшей точки Крыма, туристы увидят окружающие их величественные горы. Но подъем на гору осуществляется исключительно пешком и занимает в среднем около 7 часов, спуск — около 5 часов. Поэтому рекомендуется начинать восхождение ранним утром, чтобы спускаться не в темноте вечерних сумерек.

Находясь на видовой площадке «Беседка ветров» на высоте 1425 м., можно увидеть восхитительную панораму, ощутить свежесть леденящего горного воздуха и перепад давления. Вид открывается на Крымские горы, Медведь-гору, Южный берег Крыма, на поселок Гурзуф, Партенит, Артек и Черное море.

Космо-Дамиановский мужской монастырь находится высоко в горах Крыма, в лесной теснине. «Биография» мужского монастыря интересна и сложна. Здесь, в малодоступном месте возле хребта Конек, что примыкает к величественному массиву Чатыр-Даг, с незапамятных времен существовал мощный родник с целебной водой, известный среди местного населения. Еще с дотатарских, византийских дней народные предания связывали его со святыми Космой и Дамианом, жившими в Риме в III веке и сосланными в далекую Тавриду. Николай II надеялся, что воды источника излечат от болезни его сына. И сейчас люди приезжают набрать целебной воды и окунуться в купели.

Растительный мир заповедника богат и разнообразен, множество редких растений, можно полюбоваться роскошными вековыми сосновыми и лиственными лесами, разнотравьем на обширных лугах яйлы. Очень много плодовых растений, грибов, мхов. Под буковым лесом встречается хвойное растение – тис ягодный, занесенный в Красную книгу Российской Федерации. Тис – долгожитель, в заповеднике встречаются растения возрастом около 1000 лет. В целом на территории заповедника выявлено более 150 редких видов, занесенных в охраняемые списки различных уровней. В Крымском заповеднике обитает много диких животных, поэтому почти гарантировано можно увидеть косуль, диких кабанов, белоголовых сипов или даже вышедших на дорогу благородных оленей!

Выбрать маршрут по Крымскому национальному парку и оформить пропуск можно по адресу: г. Алушта, ул. Партизанская, д. 42. Режим работы -понедельник-воскресенье: с 08:00 до 16:00 (воскресенье – выходной).

 Легендарный Барк Седов 

Барк «Седов»-четырехмачтовый барк, самый большой в мире парусник классической постройки. Был спущен на воду на верфи в Киле (Германия) в 1921 году и первоначально назывался «Магдалена Виннен II». По итогам Второй мировой войны, в соответствии с решением Потсдамской конференции о репарациях, судно было передано Советскому Союзу и переименовано в «Седов» в честь полярного исследователя Георгия Седова.

Барк занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самое крупное из сохранившихся до наших дней учебных парусных судов. Его длина – 117,5 м, водоизмещение – 7 320 т, экипаж – 240 человек, площадь парусов – почти 4,2 тыс. м. «Седову» принадлежит официальный мировой рекорд скорости для парусников этого класса, который составляет 18,32 узла.

С 1966 года судно совершило 95 учебных рейса и неоднократно участвовало в международных регатах. За это время «Седов» оставил за кормой более 500 тысяч морских миль, что равно путешествию от Земли до Луны и обратно.

В 2012-2013 годах барк совершил кругосветное плавание, которое длилось 14 месяцев. Барк четыре раза пересек экватор, прошел через Атлантический, Тихий и Индийский океан, обогнул штормовой мыс Горн и мыс Доброй Надежды.

«Седов» – участник кругосветной экспедиции 2019-2020 годов, посвященной 200-летию открытия Антарктиды русскими моряками и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Парусник также совершил трансарктический переход по Северному морскому пути в автономном плавании из Владивостока в Мурманск. 

В настоящее время на барке «Седов» каждый год проходят плавательную практику сотни курсантов из различных учебных заведений Федерального агентства по рыболовству России. В этом году парусник участвовал в торжествах и параде в честь Дня Военно-морского флота России, которые проходили в последнее воскресенье июля в Кронштадте и Санкт-Петербурге. После завершения навигации судно швартуется в морском рыбном порту Калининграда.

Барк «Седов» очень любят кинематографисты, и он неоднократно участвовал в съемках различных фильмов.

Одной строкой

Российский аналог Starlink

Удивительные обитатели мангровых лесов: лучшие фото Mangrove Photography Awards 2023

Почему нельзя выбрасывать опавшую листву?

«Да ладно!» Реклама на бортах российских ракет

Самые популярные направления для путешествий будущей зимой

Сенсационная кража снега в австрийских Альпах

Коротко и по делу наша самая лучшая ежедневная лента новостей об экологии