Выпуск № 43| 10 – 17 ноября 2023

Время на прочтение: 13 минут(ы)

Морской пожар, самые экологичные кроссовки, самцы больше не нужны, мотоцикл-самолёт, энергия подводных течений, водородный двигатель для Арктики, пассажирские подъемники России

Из нашего сорок третьего выпуска электронного журнала Вы узнаете самые интересные и важные новости из мира экологии за прошедшую неделю!

Сегодня в выпуске:

  • Море пламенем горит…
  • «Зеленые» технологии в индустрии обуви
  • Размножение без самцов
  • Первый полет мотоцикла-самолёта
  • Гигантский скат – новая подводная электростанция
  • Водородный двигатель для Арктики
  • Духоподъемный транспорт России
  • Много другого и интересного

События

Море пламенем горит…

А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.

Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
«Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!»

Корней Чуковский в своем стихотворении «Путаница» оказался прав – море, как и океан, может загораться из-за различных причин, причем происходит это довольно часто.

В этом виноваты запасы метана на дне. Выбросы природного газа могут быть вызваны геологической активностью на дне моря, ископаемыми или газовыми гидратами. Газ время от времени проникает в донные отложения, воду, а потом движется к поверхности. Это явление названо «холодными сипами» — естественными глубинными выходами газа. Порой они приобретают такие невероятные размеры, что загораются во время грозы либо мощных землетрясений.

Холодные сипы пока еще плохо изучены, но эксперты установили, что они способны представлять опасность для судоходства. Возможно, они стали одной из причин исчезновения судов в Бермудском треугольнике. Выхода 35 литров метана хватило бы, чтобы корабль затонул.

На значительных глубинах метан существует в виде газогидрата — внешне эти залежи выглядят, как искусственный лед. В Мировом океане запаса таких газогидратов хватило бы на 6000 лет для всего человечества, однако люди еще не научились добывать этот газ. Очень многие страны пытаются разработать методы добычи газогидратов из толщи донных осадков, однако технологии пока не позволяют добывать такой метан в промышленных масштабах.

Газогидраты распределены по многим районам Мирового океана, но Черное море наиболее удобно для добычи метана, поскольку оно не замерзает. К тому же в Черном море сосредоточены значительные запасы этого газа. В ряде районов Черного моря метан выходит из больших глубин в виде «факелов» в толще вод, высотой до 1200 метров. У побережья Грузии был обнаружен сип, который называется «Очамчирский бог». Перед землетрясениями он создает факел высотой до 500 метров.  Во время Ялтинского землетрясения в 1927 году Черное море горело у мыса Тарханкут. Кроме того, ученые во время экспедиции в Арктике обнаружили мощный выброс метана в акватории Восточно-Сибирского моря.

Человеческая деятельность, такая как несчастные случаи на нефтяных платформах, также может привести к пожарам в море. Утечка нефти с последующим ее возгоранием создает впечатление, что море горит.

В любом случае, горение моря представляет собой серьезную угрозу для окружающей среды, морской фауны и флоры, и требует немедленных мер для его тушения и предотвращения последствий.

Метан, поднимающийся из глубины одного из озер северной Аляски
Фото: Getty Images/The Washington Post

«Зеленые» технологии в индустрии обуви

Автомобильный спорт и модная индустрия – это две сферы, которые, кажется, мало связаны друг с другом. Однако, 25-летний выпускник Брайтонского университета, Алекс Уитти, решил объединить эти области, создав уникальный бренд кроссовок Compound Footwear. Что делает эти кроссовки особенными? Они используют отходы автоспорта, экокожу и переработанные материалы, чтобы создать устойчивое и экологически чистое решение для проблемы загрязнения окружающей среды.

Каждый год на свалках оказывается огромное количество выброшенных кроссовок и шин. Всего лишь за год выбрасывается 22 миллиарда кроссовок и миллиард шин. Это огромное количество отходов, которые негативно влияют на нашу планету. Алекс Уитти решил изменить ситуацию и создал проект, который не только решает проблему выброшенных шин и кроссовок, но и сочетает устойчивый дизайн продуктов с инновационными методами переработки.

Основной материал, используемый в производстве кроссовок Compound Footwear – это отходы спортивных шин. Вместо того чтобы выбрасывать их, они перерабатываются и превращаются в устойчивую подошву. Для этого используется запатентованный процесс, который сочетает использованную резину гоночных шин с переработанным натуральным каучуком. Получается прочная и устойчивая подошва, которая продлевает срок службы кроссовок.

Верх кроссовок изготовлен из переработанных отходов кожи. Подкладка и шнурки также выполняются из переработанного полиэстера, что делает кроссовки полностью экологически чистыми.

Важным этапом в развитии проекта стало сотрудничество с ведущими экспертами автоспорта, включая представителей Формулы 1 и Формулы E. Это позволяет Compound Footwear использовать передовые методы переработки материалов автоспорта, включая отходы углеродного волокна, гоночные костюмы и другие материалы.

Линейка кроссовок Compound Footwear только что была представлена на Kickstarter (сайте для привлечения денежных средств на реализацию творческих, научных и производственных проектов по схеме добровольных пожертвований). Проект получил поддержку от ведущих компаний, таких как Innovate UK, Santander и Verizon, что подчеркивает важность и перспективность этой идеи в контексте экологической устойчивости в индустрии обуви и автоспорта. 

Алекс Уитти доказал, что модные и инновационные продукты могут быть созданы с учетом окружающей среды и проблем загрязнения. Compound Footwear – это не просто обувь, это маленький шаг к более чистому и устойчивому будущему.

Размножение без самцов

Самка эполетной акулы в зоопарке Брукфилда в Иллинойсе родила детеныша, несмотря на то, что не имела контактов с самцом в течение четырех лет.

Эполетные или ходячие акулы – необычные рыбы с удлиненной формой и мускулистыми плавниками в нижней части тела. Плавники позволяют рыбе «гулять» по дну океана и даже перемещаться по суше до 30 метров в случае необходимости. К тому же, этот вид способен пережить гипоксию в течение двух часов без каких-либо побочных эффектов Обычно эполетные акулы встречается на мелководных рифах Австралии и Новой Гвинеи. Название этой акулы происходит от очень большого черного пятна с белыми краями позади каждого грудного плавника , напоминающего военные погоны . Эполетные акулы, как правило, длиной менее 1 м. Они  ведут ночной образ жизни, часто обитают на мелководье и не представляют опасности для человека.

Материнская эполетная акула прибыла в зоопарк Брукфилда в 2019 году в возрасте трех лет из аквариума Новой Англии, где было зарегистрировано первое известное непорочное рождение этого вида акулы. С тех пор самку с самцом не содержали вместе. Акула достигла половой зрелости в прошлом году в возрасте семи лет и начала откладывать от двух до четырех яиц каждый месяц.

Согласно заявлению сотрудников зоопарка, «непорочное рождение» произошло 23 августа после пятимесячного инкубационного периода. Персонал по уходу за животными в течение двух месяцев скрывал щенка от публики, но теперь представители зоопарка готовы показать 15-сантиметровую самку акулы. Акулёнок-эполетт хорошо развивается и питается обычным рационом, состоящим из мелко нарезанной мойвы, измельченных щупалец кальмара и других, мелко нарезанных морепродуктов

По мнению учёных и сотрудников аквариума – это кажущееся морским чудом событие на самом деле является результатом процесса, который называют партеногенез, слова происходящего от греческого «партенос», означающего «девственница» и латинского «генезис», означающего «рождение». Партеногенез может позволить эмбриону развиться из неоплодотворенной яйцеклетки. Он наблюдался у птиц, акул, ящериц и змей в неволе — а в июне ученые зафиксировали первое в истории непорочное зачатие у крокодила. Самки видов, способных к партеногенезу, могут производить яйца, содержащие всю генетическую информацию, необходимую для размножения. Млекопитающие не могут размножаться бесполым путем.

Технологии

Первый полет мотоцикла-самолёта

Спустя год после того, как Федеральное управление гражданской авиации (FAA) признало раскладной летающий автомобиль от компании Samson Sky годным для полетов, и через 14 лет после начала разработки, Switchblade официально запустили в эксплуатацию.

В международном аэропорту Грант-Кантри в Мозес-Лейк, штат Вашингтон, Switchblade совершил свой первый полет, достигнув высоты 150 м. Он кружился, а, затем, приземлился примерно через шесть минут. Это ознаменовало большой успех для компании.

Двухместный автомобиль Switchblade разрешен для использования на дорогах общего пользования. Он развивает скорость более 200 км/ч в уличном режиме со сложенными крыльями и хвостом. Одним нажатием кнопки автомобиль превращается в самолет и способен развивать скорость до 322 км/ч на высоте 400 м. В качестве топлива Switchblade использует обычный 92-й бензин. На полной заправке бака 125 л он сможет преодолеть до 805 км.

Приобрести Switchblade можно будет за $17 тыс. На будущую новинку подано 2300 заявок. Но всё это впереди. Массовое производство пока не обещают.

Switchblade на самом деле не автомобиль, а трёхколёсный мотоцикл. Именно так он будет позиционироваться и продвигаться. Это также позволит упростить процесс получения разрешительных документов на эксплуатацию мотоцикла-самолёта. Впрочем, эксплуатация в режиме самолёта будет возможна только при наличии 335-м полосы для разгона. Очевидно, легально он сможет взлетать и садиться только в условиях аэродрома.

Switchblade будет продаваться как экспериментальный/самодельный самолет, поэтому пользователям самим придется построить более половины модели. Однако это не останавливает заинтересованных лиц, поскольку потенциальные покупатели уже проявили большой интерес к этому уникальному транспортному средству. В Samson Sky подчеркивают, что для покупателей откроют специальный центр помощи. Там Switchblades можно собрать за неделю со всеми необходимыми инструментами и под присмотром специалистов.

В целом, запуск Switchblade в эксплуатацию отмечает новую эру в индустрии летающих автомобилей и дает надежду на развитие этого направления в будущем.

Гигантский скат – новая подводная электростанция

Пять лет назад в акватории Фарерских островов в Балтийском море была запущена 100-киловаттная подводная электростанция Dragon Class шведской компании Minesto.

Электростанция работает по технологии Deep Green, использующей океанские течения для производства возобновляемой энергии. Конструкция напоминает воздушного змея, который движется под поверхностью воды, генерируя энергию от движения. К его крылу прикреплена приливная турбина, собирающая энергию из протекающих через нее потоков. Принцип работы анологичен ветровой турбине, но производит гораздо больше энергии, потому что вода в 832 раза больше плотности воздуха.

Испытания показали, что установка может работать эффективно и экономично даже при скорости потока 1,5 м / с на глубине более 50 метров. Эта особенность отличает турбину Minesto от других технологий, использующих энергию от приливов, которые в среднем нуждаются в потоке со скоростью 2,5 м/с.

Сейчас команда готовится установить «гигантский скат» Dragon 12 мощностью 1,2 кВт. Устройство крепятся на якоре к морскому дну в районе, где действуют глубинные или приливные течения. В потоке воды электростанция начинает крутиться, вырабатывая электроэнергию. По словам создателей, такой генератор вырабатывает на единицу своего веса в 15 раз больше мощности, чем традиционная приливная электростанция.

Но это лишь промежуточный шаг к конечной цели — генераторам мощностью 20-40 МВт. В скором времени огромные устройства будут прорезать глубины на огромной скорости, скрытые от наблюдателей на поверхности моря. 

Водородный двигатель для Арктики

На сильном морозе аккумуляторные батареи быстро разряжаются, а завозить дизельное топливо на Крайний Север проблематично и вредно для экологии. Компания «Русский водород» совместно с учёными Института нефти и газа СФУ выбрала водородное топливо для решения этой проблемы. Разработка велась в рамках межотраслевого научно-производственного центра инновационных технологий Sidera, созданного для работы в сфере водородных технологий. 

Основное преимущество водородного топлива заключается в его экологичности и водород может выделяться из попутного газа, который выделяется при добыче нефти. В отличие от дизельного топлива, сгорание водорода не выделяет вредных выбросов и не загрязняет окружающую среду. Это особенно важно для экологически чувствительных регионов, таких как Крайний Север, где любые загрязнения могут иметь серьезные последствия для природы и местных животных.

Кроме того, водородное топливо обладает высокой энергетической плотностью, что позволяет обеспечить длительное время работы механизмов и машин даже в суровых арктических условиях. Это делает его идеальным решением для беспилотных летательных аппаратов, которые требуют длительного автономного полета при низких температурах и ограниченных возможностях по перезарядке или замене батарей.

В рамках проекта Sidera сделаны и уникальные разработки для нефтедобывающей промышленности. Была создана специальная электромеханическая система «Байкал». Оборудование представляет собой трубу в несколько метров, состоящую из трёх элементов — двигателя, специального мультипликатора и различных насадок. Насадки могут применяться для самых разных работ в скважинах.

Так, с помощью насадки в виде теплового носителя устраняются отложения на стенках скважин, что позволяет избегать аварий и непредвиденных остановов. С помощью ультразвукового устройства, которое может использоваться в качестве специальной насадки, идёт воздействие на нефтепласт и увеличивается дебет скважины. Также есть возможность подключать СВЧ-излучатель, что очень актуально для месторождений с высоковязкой нефтью.

Также в лабораториях института разрабатываются буровые растворы на основе растительных материалов, что делает их экологически чистыми. Таких разработок в стране очень мало. Практически каждое месторождение имеет свой уникальный состав, сравнимый с ДНК человека, и для разработки буровых растворов для них специалисты института подходят индивидуально, применяя математическое моделирование и компьютерные технологии.

Разработка водородного двигателя является значимым шагом в направлении применения водородных технологий в арктической зоне.

С развитием водородной инфраструктуры можно предположить, что водородные технологии будут применяться и в других отраслях, связанных с арктическими регионами. Например, водород может стать альтернативой дизельному топливу для судов, используемых в северных морских перевозках, а также для генерации электроэнергии в удаленных арктических поселениях.

Таким образом, водородное топливо представляет собой перспективное решение для решения проблем завоза топлива и экологического воздействия в арктических условиях и может стать основой для будущего развития арктической инфраструктуры и промышленности.

Путешествия

Духоподъемный транспорт России

Ощущение полета, прекрасные виды, безопасность, непередаваемые эмоции, передвижение из пункта А в пункт Б, шикарные фото и видео… Чем еще могут удивить подъемно-транспортные машины?

В России действует множество канатных дорог, фуникулеров и другого подъемного транспорта. Самые впечатляющие из них:

  • Владивостокский фуникулёр — это уникальный вид общественного транспорта, который был запущен в эксплуатацию в 1962 году. Он расположен на склоне Орлиной сопки и соединяет две улицы — Пушкинскую и Суханова. Фуникулёр выполняет функции как туристического, так и общественного городского транспорта.
    Один из вагонов фуникулёра — синего цвета, а другой — красного. Они не являются стилизацией, а являются оригинальными экземплярами, которые использовались уже более 60 лет назад.
    Фуникулёр имеет очень удобное расположение — он находится недалеко от центра города и предлагает прекрасные виды на Золотой Рог и Золотой мост. Кроме того, у верхней станции есть отличная смотровая площадка, откуда можно наблюдать за жизнью города.
    После 20:00 и во время профилактических работ фуникулёра, жители Владивостока используют лестницу с 368 ступенями, которая получила название «Лестница здоровья». Эта лестница позволяет жителям и гостям города активно заниматься физическими упражнениями и поддерживать своё здоровье.
  • Кремлевский элеватор, Нижний Новгород. Кремлёвский фуникулёр — это один из самых старых фуникулёров в России, который был построен в 1896 году. Он был первым подобным сооружением в стране и представлял собой два элеватора на водной тяге, которые перемещали людей между различными уровнями Кремля. Однако после запуска трамвайной линии эти фуникулёры оказались убыточными и были закрыты в 1929 году. Кремлёвский фуникулёр восстановили и планируют запустить в 2024 году. Верхняя станция фуникулёра находится внутри Кремля и имеет прозрачный пол, через который можно увидеть древнюю водонапорную башню. Нижняя станция расположена у храма Иоанна Предтечи и стилизована под старину. Вагоны нового фуникулёра немного больше и имеют дизайн, напоминающий поезда конца XIX века. Этот фуникулёр станет важным элементом туристической инфраструктуры Нижнего Новгорода и позволит посетителям быстро и удобно перемещаться между различными уровнями Кремля.
  • Канатная дорога в Нижнем Новгороде является важной транспортной артерией, связывающей Нижний Новгород и город-спутник Бор. Однако, кроме своей функциональности, канатная дорога также является популярным туристическим объектом. Ее длина составляет 3661 метр, что делает ее самой длинной канаткой над водой в Европе. Скорость движения составляет 14-22 км/ч. Из кабинок открываются потрясающие виды на Волгу и город. Особенно красиво здесь летом, когда пейзажи утопают в зелени или играют солнечными бликами на воде.
  • Московская канатная дорога. Была построена в 1953 году для транспортировки горнолыжников к четырем трамплинам, появившимся в том же году на Воробьевых горах. Тогда наверх поднимали в креслах. Сейчас же первая в столице линия канатной дороги соединяет обе набережные Москва-реки, протянувшись от стадиона Лужники до зеленого массива Воробьевых гор — самой известной столичной смотровой площадки. На канатной дороге построены 3 пункта, на каждом из которых возможны как подсадка, так и сход пассажиров. Из кабинок регулярно любуются живописной набережной, небоскребами «Москва-Сити», зданием Московского государственного университета имени Ломоносова и другими знаковыми местами. Часть пути проходит над природным заказником. Протяженность пути — 720 метров. Кабинок всего 33, каждая из них проходит маршрут примерно за 10 минут на высоте 35 метров. Это как девятиэтажный дом. Кабинки оснащены медиаэкранами, к которым подключаются наушники и можно прослушать аудиогид.
  • Монорельс, Москва. Это уникальное средство передвижения, которое связывает метро «Тимирязевская» и «Ботанический сад» с комплексом ВДНХ. Московская монорельсовая транспортная система была открыта в 2004 году и приняла первых пассажиров, начав работу в «экскурсионном режиме». Однако впоследствии она стал функционировать как полноценный общественный транспорт, перевозя пассажиров между улицей Сергея Эйзенштейна и станцией метро «Тимирязевская». Но из-за низкой заполняемости монорельс снова перевели в экскурсионный режим. Проезд на монорельсе оплачивается картой «Тройка», и при пересадке на метро поездка засчитывается как единая, без дополнительной оплаты. Благодаря этому пассажиры могут легко и быстро добраться до нужного места, наслаждаясь видами на пути.
  • Канатные дороги Эльбруса. Это уникальное средство передвижения, которое позволяет туристам быстро и комфортно подняться на самую высокую гору Европы — Эльбрус. Каскад подъемников состоит из трех сегментов, каждый из которых имеет свою особенность. Подъем начинается с поселка Азау на высоте 2 300 метров. Вверх везут 2 параллельные канатки. Старая канатная дорога на Эльбрусе называется маятниковой, новая — гондольной. Старые вагончики канатки напоминают мини-трамвай, они катают туристов уже лет 50 на Эльбрусе. Вместимость в старых вагончиках — 20 человек, места стоячие. Новые евровагончики (8 сидячих мест) выглядят очень привлекательно, и стоимость билета выше. Второй сегмент находится на станции Кругозор на высоте 3 000 метров. Туристы едут до станции Мир на высоте 3 400 метров. Подъемник на станции Мир работает до 16-00 в летний период, зимой график может поменяться. Далее пересадка на станции Мир до станции Гарабаши на высоте 3 847 метров. Подъем осуществляется в вагончиках и в креслах по одному человеку. Это самая высокая точка, до которой довозит канатка, дальше путешественники добираются своим ходом либо катаются на снегоходах или ратраке. Подъемник на Гарабаши работает только до 15-00. Кто не успел, спускается своим ходом. Канатки на Эльбрусе предназначены не только для любителей зимних видов спорта, но и для тех, кто хочет насладиться красотами природы в любое время года.
  • Канатно-кресельная дорога «Сафари-парка» в Геленджике — это уникальное средство передвижения, которое позволяет туристам быстро и комфортно подняться на вершину Маркотхского хребта. Дорога протяженностью 1,5 км ведет на высоту 640 метров над уровнем моря. Двухместные деревянные кресла медленно и плавно проплывают над лесами, холмами и горными козлами в вольере. Сверху туристы могут насладиться красивым видом на Геленджикскую бухту и скалы Большого Кавказского хребта. На смотровой площадке температура ниже, чем у нижней станции, но для тех, кто не взял куртку, здесь предлагают плед или плащ. Время в пути составляет около 20 минут. В межсезонье канатку иногда закрывают по погодным условиям и на регламентные работы. Однако благодаря своей уникальности и красоте, эта канатно-кресельная дорога остается одним из самых популярных развлечений в «Сафари-парке».
  • Уфимская канатная дорога. Подвесная пассажирская дорога была построена в Уфе в 1994 году. Она была предназначена для посетителей 120-метрового уфимского лыжного трамплина, но этот трамплин так и не был завершен. Вместо этого была построена канатка, которая стала популярным средством передвижения среди туристов и дачников. В 2005–2007 годах ее полностью реконструировали и передвинули на 50 м, но пассажиры до сих пор поднимаются на канатке в открытых железных кабинках, похожих на ретроаттракционы. Канатка работает в дачный сезон, с конца апреля до середины осени, и используется туристами и дачниками, которые приезжают в Уфу. Они могут спуститься из Лесопаркового района к паромной переправе на реке Уфе и отправиться в садовые товарищества в Дудкине. Таким образом, канатка в Уфе является уникальным средством передвижения, которое сочетает в себе историю и современные технологии. Она позволяет туристам и дачникам быстро и удобно перемещаться по городу и наслаждаться красивыми видами на реку Уфу.
  • Светлогорская канатная дорога. Это уникальное средство передвижения, которое соединяет набережную и улицу Ленина. Эта канатка была построена в 1984 году, но кажется транспортным антиквариатом и представляет собой две небольшие кабинки, которые рассчитаны на двух человек средней комплекции. Но все надежно. В 2014 году канатная дорога была модернизирована, а на посадке и высадке, когда кабинка сильно качается, сотрудники помогают каждому пассажиру. По пути пассажиры могут наслаждаться видом на Балтийское море. Внизу, на пляже, есть серф-станция, кафе и променад, который сейчас активно обновляется. Спуск занимает всего 4–5 минут, что делает эту канатку очень удобной для туристов. Канатная дорога работает без выходных летом и все дни, кроме вторника, зимой. Это делает ее доступной для всех туристов, которые хотят насладиться красивыми видами на море и провести время на свежем воздухе.
  • Канатная дорога на Красной поляне. Сочи. На Красной поляне расположены четыре горнолыжных комплекса: «Роза хутор», «Альпика-сервис», «Город горки», «Газпром». И каждый из них имеет свою канатную дорогу. Согласно статистике, самый посещаемый из этих четырех комплексов – «Роза хутор». Именно здесь расположен Каменный Столб – самая высокая смотровая площадка в Сочи. Её высота составляет 2 509 метров. Побывать там можно, поднявшись на кресельном подъемнике «Крокус», только вот спускаться придется на своих двоих. Летом — пешком, зимой — на лыжах.  В целом, канатная дорога на Красной поляне имеет 32 подъемника различного типа с дорогами разной протяженности. Общая длина всей канатной дороги составляет 105 километров. Нижняя станция — «Роза Долина», верхняя — «Роза Пик», 2 320 метров, откуда открывается великолепный вид на заснеженные верхушки Кавказских гор. Часть подъемников работают только во время горнолыжного сезона. Время посадки и прием последнего гостя наверх лучше может меняться в зависимости от сезона и погоды.Канатная дорога на Красной поляне является одной из главных достопримечательностей этого курорта и позволяет туристам насладиться красивыми видами на горы и окружающую природу.

Одной строкой

С чего начать сортировку вторсырья

В Египте обнаружили древнейший в мире зоопарк

Можно ли купить недвижимость на Луне?

Загрязнение природы «меняет пол» морским черепахам

Учёные показали видео с редчайшим морским чёртом в 4K

Почему пауки не запутываются в собственной паутине?

Коротко и по делу наша самая лучшая ежедневная лента новостей об экологии