Главная Новости недели Выпуск № 54|16 – 23 февраля 2024

Выпуск № 54|16 – 23 февраля 2024

Время на прочтение: 10 минут(ы)

Эверест в опасности, шум – наш враг, искусственные коралловые рифы, новый метод 3D-печати, космический мусор изучат, Китай без паровозов, водопад «Пасть Дракона», Токаревский маяк

Из нашего пятьдесят четвертого выпуска электронного журнала Вы узнаете самые интересные и важные новости из мира экологии за прошедшую неделю!

Сегодня в выпуске:

  • На самой высокой горе в мире — самая высокая в мире свалка мусора 
  • Шумовое загрязнение – невидимый враг
  • Искусственные кораллы спасут настоящие
  • Разработан новый метод 3D-печати
  • Японский спутник изучит космический мусор
  • В Китае завершилась паровозная эра
  • Водопад «Пасть Дракона»
  • Токаревский маяк во Владивостоке
  • Много другого и интересного

События

На самой высокой горе в мире — самая высокая в мире свалка мусора 

Проблема мусора и загрязнения на Эвересте – это действительно тревожная ситуация. Восхождение на эту гору считается одним из величайших вызовов для альпинистов, однако рост числа посетителей приводит к огромному количеству отходов, создавая серьезные проблемы для местной экосистемы и чистоты окружающей среды.

Отвалы от многократных восхождений и пребывания альпинистов на горе приводят к накоплению тонн мусора, которые остаются на ней навсегда. По оценкам экспертов, на горе прямо сейчас находится до 50 тонн мусора, а в базовом лагере Эвереста каждый сезон его выбрасывается 75 тонн.  Это серьезно угрожает экологической ценности этого уникального места.

Самая загрязненная часть горы – четвертый лагерь, последняя остановка альпинистов перед восхождением. Собрать какие-либо отходы с этого объекта практически невозможно. Лагерь 4 расположен на высоте около 7900 метров, в так называемой зоне смерти, где альпинисты проводят всего несколько часов, прежде чем отправиться на вершину. Спускаясь, альпинисты делают это очень быстро, оставляя многие свои вещи по пути из-за риска для жизни.

И Тибет, и Непал пытаются бороться с мусором — и поощрять туристов, которые приносят вниз не меньше того, что унесли наверх. Тибет берет по 100 долларов за килограмм, оставленный на горе, власти Непала собирают депозит — 4 тысячи долларов с команды. Его возвращают, если каждый член группы приносит вниз как минимум 8 кг мусора. В результате туристы, шедшие с непальской стороны, принесли с горы уже 25 тонн мусора и 15 тонн экскрементов, но это только небольшая часть того, что лежит на склонах. Для многих депозит слишком мал: что такое четыре тысячи долларов, когда ты выложил сто тысяч за восхождение.

Новый закон, требующий от альпинистов уносить свои фекалии обратно с горы в специальных мешочках, является первым шагом в решении этой проблемы. Однако, важно принимать дальнейшие меры для того, чтобы минимизировать воздействие туризма на окружающую среду и создать устойчивую систему уборки и утилизации отходов.

В целом, необходимо внимательно продумать и внедрить комплексные и эффективные меры по управлению мусором и отходами на Эвересте, чтобы обеспечить его сохранение для будущих поколений и сохранить его уникальность и красоту.

Шумовое загрязнение – невидимый враг

Шумовое загрязнение – это одна из форм антропогенного воздействия на окружающую среду, которая имеет серьезные последствия для здоровья человека и природы.

По данным Всемирной организации здравоохранения, шумовое загрязнение наносит значительный ущерб, включая нарушения сна, сердечно-сосудистые заболевания, ухудшение слуха и даже риск летального исхода.

Шумовое загрязнение является нежелательным звуком антропогенного происхождения, которое может воздействовать на здоровье и жизнедеятельность людей и природы. Измеряется интенсивность звука в децибелах, и его воздействие может быть опасным даже при сравнительно низких уровнях громкости. Большое количество людей регулярно подвергается чрезмерному звуковому воздействию, что повышает риск различных заболеваний, включая сердечно-сосудистые нарушения, нарушения сна и диабет. Кроме того, шум может вызывать стрессовые реакции, повышать кровяное давление и вызывать нарушения внимания у человека.

Исследования в этой области показывают, что шум также имеет вредное воздействие на животных, включая птиц, морских млекопитающих и многие другие виды. Они могут изменять свое поведение. Например, крошечным летучим мышам-ночницам становится намного труднее добывать себе пропитание в условиях шумового загрязнения, малиновки покидают леса из-за техногенного шума, лес начинает разрушаться, ведь эти птицы собирают семена деревьев и прячут их в землю, подготавливая таким образом новые всходы. К тому же в лесах увеличивается количество насекомых, их личинки подтачивают корни и стволы. Животные могут избегать мест охоты или даже покидать свои привычные места обитания из-за антропогенного шума.

Массовый выброс китов на берег ученые связывают с акустическим излучением, которое производят гидролокаторы на военных базах. Мощный гидролокатор способен производить аудиовибрации интенсивностью выше 235 децибел, как и некоторое оборудование, используемое для подводного бурения нефтяных скважин. Шумовое воздействие такой силы дезориентирует морских млекопитающих, вызывает у них состояние стресса и физические нарушения. Все это может привести к дисбалансу экосистем и угрозе выживания отдельных видов.

Для борьбы с шумовым загрязнением применяют различные меры: создание тихих зон в городских и национальных парках. На этих территориях нельзя запускать дроны, пользоваться автотранспортом и разговаривать в полный голос. На море также появляются целые заповедники, в которых запрещены моторные лодки и любые шумные механизмы. Даже авиа-перелеты над этими зонами под запретом. Но и за пределами таких территорий экологи призывают нас по возможности не использовать личный автотранспорт, отправляясь на природу, и не разговаривать громко в лесу. 

Важно понимать, что шумовое загрязнение является серьезной проблемой как для человека, так и для природы, и что необходимо предпринимать действия для уменьшения его влияния. Это может включать в себя пересмотр образа жизни, введение запретов и ограничений шума в городах, а также привлечение общественного внимания к этой проблеме.

Искусственные кораллы спасут настоящие

Природные колонии кораллов привлекают множество дайверов. Поведение ныряльщиков может иметь негативное влияние на коралловые рифы из-за воздействия на морскую среду и животный мир. Драйверы взбалтывают песок, задевают полипы снаряжением и распугивают рыбу. И даже создание подводных заповедников не всегда решает эту проблему, поскольку некоторые ныряльщики игнорируют запреты и продолжают погружения на охраняемых территориях.

Израильские ученые из Университета Бен-Гуриона нашли способ защитить коралловые рифы от негативного влияния человека. 

Для сохранения коралловых рифов без вреда для туристической отрасли, исследователи и экологи предложили создать искусственный риф в качестве альтернативного места для погружений дайверов.

В Красном море недалеко от города Эйлат была установлена специальная конструкция, на которую были высажены кораллы, выращенные в питомнике. Эксперимент начался в 2006 году, и после многих лет наблюдений удалось выявить положительные изменения. Разработанная специальная конструкция на дне моря снизила антропогенное воздействие на природные коралловые рифы на 40% и способствовала восстановлению местной морской экосистемы.

Технологии

Разработан новый метод 3D-печати

Инженеры из Университета Иллинойса в Урбана-Шампейн и Института передовых наук и технологий Бекмана разработали невероятно интересный метод 3D-печати, который позволяет создавать многоцветные объекты, используя только одни чернила. Этот метод основывается на ультрафиолетовом излучении, которое позволяет полимерам «краски» менять свой цвет непосредственно в процессе 3D-печати.

Традиционные методы получения различных цветов основаны на использовании химических пигментов или красителей, которые поглощают свет. В свою очередь, структурные цвета, которые широко распространены в природе, формируются благодаря нанотекстурированным поверхностям, которые воздействуют на видимый свет. Это позволяет им быть более яркими и, потенциально, более устойчивыми.

Ученые отмечают, что изменение свойств таких наноповерхностей может обеспечить уникальные адаптивные свойства, например, как у кожи хамелеонов.

Благодаря новому методу исследователи смогли создавать структурные цвета в видимом спектре длин волн от темно-синего до оранжевого. Вместо использования множества различных красителей, как это делает художник, инженеры применяют только одно чернило и изменяют его в процессе 3D-печати, чтобы создать разнообразные оттенки.

Этот технологический прорыв открывает новые перспективы в области 3D-печати и может привести к созданию большего разнообразия и цветовой выразительности в 3D-напечатанных объектах.

Японский спутник изучит космический мусор

Космический мусор представляет серьезную угрозу для безопасности космических полетов и спутников на орбите Земли. По мере увеличения количества запусков ракет, а также различных космических миссий, количество космического мусора на орбите также увеличивается. Это может привести к возможным столкновениям и увеличению риска для космических аппаратов.

Космический мусор — это объекты искусственного происхождения, которые находятся на орбите, но не представляют никакой практической значимости. В основном это аппараты, которые закончили свое активное существование — вышли из строя в результате аварии или просто выработали свой ресурс: разгонные блоки верхних ступеней ракет-носителей, элементы конструкции ракетно-космической техники, детали и обломки, которые образовались вследствие аварий, потерянные элементы, например плитки термоизоляции;
частицы топлива, краски, обшивки.

Даже небольшой космический мусор способен нанести серьезные повреждения и вызвать аварии. Благодаря высокой скорости, маленький обломок космического мусора может иметь разрушительное воздействие на космические аппараты. Для снижения этой угрозы необходимо проведение активных мер по мониторингу космического мусора и разработке технологий для его удаления и очистки орбиты Земли.

Японский спутник ADRAS-J, является революционным проектом, нацеленным на сбор информации, обеспечение безопасного приближения и взаимодействия с осколками и обломками космических объектов. Компания-разработчик Astroscale Japan совершила успешный запуск аппарата с частного космодрома Rocket Lab, расположенного на полуострове Махия в Новой Зеландии.

ADRAS-J имеет размеры 1,2 м в высоту и 80 см в ширину, а также оборудован несколькими маленькими двигателями, обеспечивающими возможность маневрирования и приближения к космическому мусору на минимальное расстояние. Его основной задачей будет изучение обломков ступени японской ракеты-носителя H2A, запущенной в 2009 году, с целью получения изображений и передачи данных на Землю.

Представители компании Astroscale Japan подчеркивают, что целью данной миссии является не только изучение, но и разработка технологий для очистки космической орбиты от мусора. В случае успеха проекта, компания планирует расширить свою деятельность, сотрудничая с правительствами и частными компаниями различных стран в области космической экологии.

В Китае завершилась паровозная эра

Спустя многие десятилетия со дня начала промышленной революции, в мире практически полностью ушла паровозная эра.

В России паровозы остались только на специальных ретро-маршрутах. А в Китае, несмотря на то, что ведущие города уже пользуются новейшими магнитными поездами, в некоторых отдаленных уголках страны паровая энергия продолжала применяться все эти годы. Производство паровых локомотивов завершилось лишь в конце девяностых. Более того, Поднебесная даже экспортировала их, в том числе в развитые страны.

Обожатели паровозов со всего мира приезжали в страну наблюдать эти культовые машины в действии. Важный этап закончился в 2005 году, когда была закрыта последняя пассажирская линия, где эксплуатировались паровозы. В последующие годы, паровые локомотивы все еще использовались на некоторых производствах и добыче полезных ископаемых. Однако, с расширением сети высокоскоростных поездов и внедрением дизельных локомотивов, паровозы и их эра близились к завершению.

Около 5 лет назад паровые локомотивы остались на единственной линии Сандаолин в провинции Синьцзян. Рельсовые пути не были рассчитаны на тепловозы, которые по сравнению с паровозами более тяжелые. И до последнего на линии работали четыре паровых локомотива типа JS 2-8-2. Затем их стало три. В 2018 году руководство линии попробовало заменить паровозы грузовиками, но безуспешно: локомотивы победили.

В 2022 году в Китае был представлен новый легкий тепловоз Class HXN5B, способный полностью заменить паровозы в эксплуатации.
А затем, 15 января 2024 года, последний паровоз JS8089 был выведен из эксплуатации, закрыв последнюю главу истории паровозной эры в Китае.

Путешествия

Водопад «Пасть Дракона»

Водопад «Пасть Дракона» (43°34’55.9″ 40°00’52.0″) удивительное природное явление, наполненное красотой и уникальностью. Находится водопад на юго-востоке городского округа Сочи, недалеко от трассы, соединяющей Адлер и Красную Поляну. Ближайший населенный пункт – хутор Монастырь.

«Пасть Дракона» расположен вблизи реки Глубокий Яр. Официальное название водопада совпадает с названием реки, но художественное его название звучит более эффектно и гораздо чаще. Величественный вид водопада, а также интересная история происхождения делают его привлекательной достопримечательностью для туристов и любителей природы.

Среди густой растительности и скал в природную чашу с глубиной в 54 метра обрушается мощный поток воды, образуя вокруг себя большое облако пыли. Высота водопада, достигающая 41,5 метра, делает его вторым по величине в Сочи.

Русло реки Глубокий Яр выходит из пещеры, которая находится рядом с водопадом. В небольшом бассейне под ним подземная часть ручья соединяется с надземной. В этом месте речка имеет два параллельных течения внутреннее и внешнее. Разделение произошло в результате того, что горный ручеек несколько столетий назад проделал для себя проход в мягком скальном образовании, но при этом не перестал течь по поверхности земли. В подземелье также есть ещё один каскад, высота которого составляет 18 метров.

Пещера, протяженностью более 1 км и глубиной 54 метра, добавляет загадочности этому месту. Она является редким подземным образованием типа «пещера-источник», каких на территории курорта насчитывается всего пять. Она до сих пор исследована не полностью.

Природная растительность вокруг водопада создает живописные пейзажи, прекрасные для фотографий, а плющ, спускающийся со скал, придает здесь особый шарм. Водопад «Глубокий Яр» («Пасть дракона») пользуется популярностью круглый год. Однако лучше приходить сюда ранней весной. В это время года талые воды с избытком наполняют реку, и водопад превращается в мощный поток воды. 

Удобней всего добираться до водопада на личном авто: из Сочи через Адлер и по дороге через село Казачий Брод (на картах — дорога Адлер — Красная Поляна). На подъезде к селу Монастырь будет поворот и указатель с названием водопада. За поворотом будут еще указатели — на пешеходную тропу, они находятся слева у парковки. Отсюда до места назначения несколько сотен метров, которые предстоит пройти пешком. От парковки через мост ведет туристическая тропа, по пути встречается много указателей.

Токаревский маяк во Владивостоке

В Приморье есть много маяков, но ни один не сравнится по славе с тем, что находится в конце насыпной дамбы Токаревская кошка. Токаревский маяк (43.073293, 131.843157), официальное название которого — маяк Эгершельд, является одним из старейших маяков Владивостока. Он был построен в 1876 году на искусственной дамбе, которая ведет к небольшому островку. Маяк имеет высоту 11,9 метров и свет его распространяется на расстояние больше 19 метров.

В настоящее время маяк остается в рабочем состоянии и привлекает туристов своей фотогеничностью и потрясающим видом на Японское море. Во время отлива можно пройти к маяку по отмели, но при приливе вода достигает щиколоток.

Несмотря на то, что маяк называют Токаревским, именитый гидрограф Михаил Токаревский во Владивостоке никогда не бывал и скончался за 2 года до постройки маяка. В честь него была названа дамба на которой потом был построен маяк. А сам маяк получил имя исследователя залива Петра Великого — Густава Эгершельда, исследователя залива Петра Великого, а также разведчика и путешественника. Он стал инициатором постройки маяка из-за необходимости освещения бухты и обозначения прохода в Золотой Рог.

Помимо прекрасного видового горизонта, маяк привлекает посетителей и своими обитателями — пятнистыми тюленями-ларгами. Пестрые тюлени обитают в Тихом океане — от Аляски до Японии и российского Дальнего Востока. Пятнистые тюлени приплывают к берегам Владивостока в зимние месяцы. Ларги — средние по размеру тюлени (1,7 метров в длину) с черными или коричневыми пятнами. Отличает их и окрас меха — более светлый, чем у обычных тюленей. Ларги питаются рыбой, мелкими крабами, осьминогами и креветками. Самые смелые тюлени подплывают совсем близко к берегу — на 10–15 метров. Ежегодно здесь рождается до 250 бельков. До конца февраля их постоянно можно увидеть у Токаревского маяка.

Токаревский маяк находится во Фрунзенском районе Владивостока, на полуострове Шкота. Дорога из центра займет минут 15–20. Непосредственно до мыса можно доехать только на автомобиле. На мысе, перед отмелью, оборудована автомобильная стоянка, оттуда пешком по гальке — около 50 метров.

Таким образом, Токаревский маяк во Владивостоке является не только прекрасной достопримечательностью и местом для фотосъемок, но и уникальным местом для наблюдения за прибрежными морскими обитателями.

Одной строкой

12 лучших снимков нашего мира с высоты птичьего полета

В Бразилии обнаружена самая маленькая в мире лягушка

Дотянуться до звезд: 5 самых высоких построек на Земле

Названы 25 лучших пляжей мира по версии отдыхающих

Шашлык на снегу. Как пожарить мясо на мангале зимой

Коротко и по делу наша самая лучшая ежедневная лента новостей об экологии