Главная Новости недели Выпуск № 55|23 февраля – 29 марта 2024

Выпуск № 55|23 февраля – 29 марта 2024

Время на прочтение: 15 минут(ы)

Арктика тает, изучение Меркурия, нарваломоржи, изменение атмосферы, ГЭС на пути рыбы, кирпичи из жома, медузы-киборги, Африку и Великобританию свяжет энергетический мост, остров Итуруп, солнечные города, альплагерь Безенги

Из нашего юбилейного пятьдесят пятого выпуска электронного журнала Вы узнаете самые интересные и важные новости из мира экологии за прошедшую неделю!

Сегодня в выпуске:

  • Особенности глобального потепления в Арктике
  • 50 лет первому полету на Меркурий
  • Древние китообразные
  • Амбициозный проект изменения состава атмосферы
  • ГЭС на пути рыбы
  • Строительные блоки из жома
  • Медузы-киборги изучат океан
  • Трансконтинентальный энергетический мост
  • Остров Итуруп
  • ТОП-10 самых солнечных городов России
  • Альплагерь Безенги
  • Много другого и интересного

События

Особенности глобального потепления в Арктике

28 февраля в России отмечается День Арктики.

Ученые выяснили, что глобальное потепление происходит в Арктике почти в четыре раза быстрее, чем в других частях планеты. Особенно выделяется северная часть Баренцева моря, расположенная между российским архипелагом Земля Франца-Иосифа и Норвегией.

Директор национального парка «Русская Арктика» Александр Кирилов раскрыл необычный эффект стремительных изменений климата в этом регионе. Из-за глобального потепления и таяния льдов острова в Арктике фактически поднимаются из моря. Это явление вызывает много вопросов, поскольку долгое время климатологи предупреждали о том, что ледники тают, а уровень Мирового океана повышается, что неизбежно приведет к затоплению территорий, включая прибрежные города и государства, такие как Мальдивы. Однако для региона тропиков действуют иные правила, в отличие от Арктики, где таящие ледники вызывают противоположное явление. Дело в том, что ледовые купола давят на острова, а когда они освобождаются от гнета, то начинают чуть-чуть приподниматься из вод.

Директор национального парка подчеркнул, что управлять этим процессом невозможно, но его необходимо зафиксировать и вести наблюдение. Он также отметил, что начались работы по изучению ледников на острове Земля Александры с Институтом географии РАН и исследователи предполагают, что архипелаг кардинально не изменится даже при действии глобального потепления.

Отвечая на вопрос о влиянии глобального потепления на Арктический регион, Кирилов заявил, что происходит очередная смена климатических эпох и, что Земля переживала разные климатические периоды: засухи, наводнения, ледники, добиравшиеся до экватора. Но каждый раз природа приспосабливалась.

50 лет первому полету на Меркурий

Первыми осуществили полеты космических зондов к Меркурию Соединенные Штаты. Межпланетная станция Mariner 10 совершила удивительные маневры и принесла первые важные данные о Меркурии. Эта миссия дала нам первые подробные снимки и сведения о планете, открыв множество интересных особенностей её поверхности.

В 1973 году аппарат сначала отправился с Земли к Венере и приблизился к ней почти на 5000 км. Сделав тысячи фотографий, он использовал притяжение этой планеты и совершив гравитационный маневр, рванул к Меркурию. А в марте 1974 года – ровно полвека назад – он приблизился к Меркурию на расстояние 703 км и начал отправлять на Землю фотографии планеты с близкого расстояния, магнитометрические и радиологические данные.

Исследование Меркурия представляет собой настоящий вызов из-за его малой массы и близости к Солнцу, что требует огромных усилий и сложных технических решений для достижения этой планеты.

Со временем на Mariner 10 стал сказываться износ оборудования и влияние близкого Солнца: сначала у межпланетной станции отказало магнитное записывающее устройство, а потом закончилось топливо для маневровых двигателей. 24 марта 1975 г. Mariner 10 перестал отвечать на запросы. Это удивительное путешествие Mariner 10 проложило путь для будущих миссий на Меркурий.

После Mariner 10 последней миссией, исследующей Меркурий, была миссия NASA «Мессенджер», которая доставила новые удивительные данные о этой загадочной планете. «Мессенджер» отправился к Меркурию в 2004 году и в 2011 вошел на орбиту планеты, где провел детальные исследования её поверхности, атмосферы и магнитосферы.

Интересно отметить, что «Мессенджер» совершил более 400 облетов Меркурия и сделал более 250 000 снимков поверхности планеты. Эти данные позволили ученым узнать о жизни Меркурия после Mariner-10. «Мессенджер» обнаружил важные геологические особенности, такие, как ущелья, склоны и скалы, сообщив также о странных кратерах и плоских равнинах. Новые открытия показали, что Меркурий не такой однообразный, как казался раньше, и что у него могла быть водная и вулканическая активность в прошлом.

Эти миссии к Меркурию подтверждают, что исследование нашей солнечной системы продолжает приносить неожиданные результаты и важные открытия, позволяющие лучше понять происхождение и развитие планет.

Древние китообразные

Крупнейшей в истории хищной акулой был всеми известный мегалодон, живший в миоцене и плиоцене. Современниками мегалодона были не менее интересные морские животные.

Моржевидные дельфины, или нарваломоржи, или одобеноцетопсы (Odobenocetops). Эти необычные китообразные плавали вдоль берегов Чили и Перу в позднем миоцене — около 5–12 миллионов лет назад. 

По исследованию останков одобеноцетопсов мы можем представить этих китообразных. К 2-3 метровому телу 600 килограммового упитанного дельфина крепилась голова моржа. Только вместо усов у одобеноцетопсов были длинные бивни , расположенные вдоль туловища. У самок они были крохотными, всего около пяти сантиметров каждый, тогда как самцы могли похвастать куда более длинными и при этом асимметричными бивнями. Левые бивни у самцов были невелики, всего около 25 см, а вот правые достигали внушительных размеров – больше метра. Из современных китообразных нечто подобное есть только у самцов нарвалов — их левый бивень достигает длины 2–3 метра, а правый скрыт в десне (у самок скрыты оба). Торчащий вперед бивень служит в основном средством привлечения самок и отпугивания конкурентов, а также используется как орудие для оглушения мелкой рыбы.

Но не только бивнями одобеноцетопс привлекает внимание и усиливает свое внешнее сходство с моржом. В строении его черепа вообще очень много черт, роднящих вымершего кита с современным ластоногим: он округлый, с уплощенной мордой, сводчатым нёбом и редуцированным зубным рядом.  Одобеноцетопс мог повернуть голову более чем на 90°. Эти древние китообразные могли разыскивать и собирать донных беспозвоночных животных с помощью чувствительной верхней губы, а возможно, даже обладали усеченным видом усов (чувствительных осязательных жестких волос), подобно моржам и амазонским речным дельфинам. Текстура челюстных костей и большое количество сосудисто-нервных отверстий также указывают на адаптации для этого типа питания. Кроме того, мощная мускулатура, прикреплявшаяся к нижней челюсти, свидетельствует о способности китообразных к эффективному извлечению пищи из моллюсковых раковин. Наличие поршневидного языка у этих древних созданий также указывает на эволюционные адаптации в пищевом поведении, возможно, приспособленные для высасывания мягкотелых животных из их защитных раковин.

В позднемиоценовых отложениях у берегов Южной Америки были обнаружены различные ископаемые моллюски, что указывает на наличие разнообразного питания у одобеноцетопсов. Однако наличие хищников, таких как гигантский левиафан Мелвилла и мегалодон, вероятно, сделало процесс поиска пищи для древних китообразных небезопасным и сложным. Эти грозные хищники были способны справиться даже со взрослыми особями одобеноцетопсов. Чтобы защититься от хищников, одобеноцетопсы, вероятно, держались заросших водорослями участков морского дна и плавали группами, чтобы было проще заметить приближающуюся опасность. Всю свою жизнь они проводили в море.

Одобеноцетопсы продержались на этой планете почти 6 миллионов лет. Лишь 5 миллионов лет назад древних китообразных сменили китообразные современного образца.

Амбициозный проект изменения состава атмосферы

Американские исследователи при финансировании НАСА разработали новую стратегию борьбы с глобальным потеплением. Концепция основывается на изменении состава земной атмосферы, а именно на снижении концентрации водяного пара на определенной высоте.

Водяной пар признан наиболее эффективным парниковым газом, удерживающим тепло в пределах атмосферы Земли, внося существенный вклад в парниковый эффект. Поэтому исследователи предложили новую стратегию климатического вмешательства, направленную на снижение концентрации стратосферного водяного пара в тропической тропопаузе  (слой атмосферы на высоте 16-18 километров). Дело в том, что большая часть водяного пара попадает в стратосферу именно через этот слой. После чего воздух, насыщенный водяным паром, может в течение четырех лет циркулировать к полюсам, прежде чем вернуться в тропосферу и выпасть в виде осадков. Учеными было предложено использовать лед, точнее, при помощи специализированных самолетов выбрасывать мелкие частицы водяного льда в области тропической тропопаузы. Эти частицы будут играть роль зародышей льда и конденсировать водяной пар, помогая предотвратить его подъем в стратосферу.

Изучив новую стратегию, ученые предположили, что введение от двух тонн льда в неделю было бы достаточно, чтобы эффект был заметен. Но стоит отметить, что данная стратегия не предназначена для полного решения проблемы глобального потепления, а может вносить свой ограниченный вклад в борьбу, действуя с мерами по снижению производства и увеличению поглощения углекислого газа и метана на различных временных масштабах. Такие действия предполагают рассмотрение широкого спектра мер, которые могут оказать воздействие на изменение климата.

Тем не менее, такая геоинженерная идея не лишена проблем и возможных негативных побочных эффектов. Целенаправленное изменение атмосферы Земли может породить каскад новых проблем и необратимых последствий. Например, «обезвоживание стратосферы» приведет к образованию дополнительных облаков, изменению глобальной циркуляции воздушных масс и другим непредвиденным последствиям.

Таким образом, эта стратегия представляет собой новую перспективу в области борьбы с глобальным потеплением, но требует дальнейших исследований и оценки возможных рисков и побочных эффектов.

Технологии

ГЭС на пути рыбы

Ученые из Института пресноводной экологии и внутреннего рыболовства имени Лейбница (IGB) провели масштабные исследования. Они представили первый глобальный анализ смертности рыбы, вызванной турбинами гидроэлектростанций. Рыба, которая попадает в турбину гидроэлектростанции, сталкивается с серьезными опасностями для своей жизни. В водозаборные отверстия гидроэлектростанций по всему миру ежегодно затягивает миллионы рыб. Результаты исследования представляют собой масштабный анализ, учитывающий широкий спектр видов рыб и типов турбин. Полученные данные были собраны на 122 гидроэнергетических объектах в 15 странах мира и включали информацию о более чем 275 000 особях 75 видов рыб.

Исследование показало, что в среднем каждая пятая рыба (22,3 % всех рыб, а для некоторых видов этот показатель достигает 40%), проходящая через турбины, погибает или получает тяжелые, потенциально смертельные травмы. Это является очень важным аспектом, особенно для мигрирующих видов рыб, таких как лосось, осетр или угорь. Для них это представляет особую угрозу, поскольку турбины лежат на их пути.

В связи с продолжающимся ростом количества гидроэлектростанций по всему миру ученые предлагают принять глобальный стандарт для балансировки потребностей в возобновляемой энергии с защитой биоразнообразия и улучшением экологии речных экосистем.

Специалистами были предложены различные методы минимизации ущерба для рыбной фауны при столкновении с турбинами ГЭС. Один из самых проверенных и доказанно рабочих вариантов – это рыбопропускные сооружения, чаще всего в форме так называемой «рыбной лестницы». По сути, это канал в обход плотины, по которому лесенкой стекает поток воды. Когда рыбный косяк мигрирует вверх по течению, отдельные особи преодолевают стенки так же, как в дикой природе преодолевают пороги. Аналогично происходит и миграция вниз по течению. Однако и у таких сооружений есть изъян. Они хорошо пропускают рыбу вверх и, как ни парадоксально, плохо пропускают вниз. Вместо того, чтобы отправиться в обводной канал, многие животные выбирают водозабор турбины.

Энергетики пробуют защищать водозабор с помощью сеток или отпугивателей. Однако и это неидеальное решение. Например, чтобы не пропустить личинки угрей, ячейки сетки должны быть не шире 2 мм. Такая сетка быстро забивается и замедляет поток, снижая КПД всей электростанции.

Поэтому идеальным решением были бы травмобезопасные турбины. И в 2020-х годах применение таких модификаций, наконец, начало расти. Сегодня вариантами таких турбин являются, например, турбина типа Alden, разработанная в США, и модель турбины Restoration Hydro Turbine (RHT) компании Natel Energy. Эти турбины обеспечивают высокий процент сохранности рыбы при прохождении через них, что делает их перспективными для использования на гидроэлектростанциях. Такие технологии могут способствовать сохранению биоразнообразия и улучшению экологической обстановки в местах существования гидроэлектростанций.

Эта тема является важной в масштабах не только отдельных стран, но и всего мира, поскольку баланс между использованием возобновляемых источников энергии и сохранением окружающей среды остается важным вызовом для человечества.

Строительные блоки из жома

Ученые Университета Восточного Лондона в рамках сотрудничества с британской компании Tate & Lyle Sugars разработали инновационный строительный материал Sugarcrete. Созданный на основе отходов сахарного тростника. Этот материал обещает революцию в отрасли строительства. Он получил международную награду Climate Positive Award за свой вклад в борьбу с изменением климата.

Основным компонентом Sugarcrete является жом, оставшийся после уборки сахарного тростника, смешанный с запатентованными минеральными связующими. Результатом этого соединения стали прочные блоки, которые могут заменить традиционные строительные материалы, такие как глиняные или бетонные кирпичи.

Sugarcrete обладает рядом преимуществ: он затвердевает в несколько раз быстрее, чем обычный бетон, весит значительно меньше и дешевле в производстве. Производство этого материала способствует эффективному использованию отходов сахарного тростника, что предотвращает их попадание на свалку. Кроме того, Sugarcrete соответствует или даже превосходит отраслевые стандарты по ряду параметров, таких как прочность на сжатие, теплопроводность и долговечность. Его углеродный след значительно меньше, чем у традиционного бетона, что говорит о более высокой экологической устойчивости.

Одним из ключевых преимуществ Sugarcrete является его потенциал для развития сельских регионов, где выращивается сахарный тростник. Заменяя импортный бетон, этот материал может создать новые возможности для местных фермеров и строителей. В настоящее время команда Sugarcrete активно ищет сельскохозяйственных партнеров в развивающихся странах, чтобы продвигать эту технологию дальше и внедрять ее в реальные проекты строительства.

Медузы-киборги изучат океан

Ученые из Калифорнийского технологического института разработали роботизированных медуз, способных эффективно перемещаться под водой.

Устройства, объединяющие живые организмы и электронику, смогут контролировать температуру, уровень солености, насыщения воды кислородом и другие параметры, на которые влияете изменение климата.

Медузы способны легко путешествовать в глубинах океана из-за особой анатомии своего тела. У них нет кровеносных сосудов, сердца, легких и многих других органов. Большую часть тела медузы занимает купол (зонтик), сокращения которого позволяют им плавать без больших энергетических затрат. Предыдущие эксперименты показали, что ускорение медуз при помощи вживления электронного кардиостимулятора делает их движение более эффективным.

В новой работе ученые создали для животных специальные аэродинамические шляпы. Они надеваются на обтекаемую куполообразную часть медузы и делают ее более обтекаемой. Также под «шляпкой» можно размещать датчики и другую электронику. Предварительные тесты показали, что эта модификация увеличила скорость движения медуз в 4,5 раза, учитывая вес конструкции. Стоимость модификации одной медузы составляет примерно 20 долларов (примерно 1800 рублей), что делает их более доступными по сравнению с арендой исследовательского судна для изучения океана.

Новая технология позволит упростить и удешевить исследования океана.

Трансконтинентальный энергетический мост

Власти Великобритании официально признали национальным проект компании Xlinks, направленный на создание трансконтинентального энергетического моста.

Согласно заявлениям Xlinks, четыре кабеля прямого тока общей мощностью 3,6 ГВт протянутся от пустынных районов Марокко до города Алвердискотт в графстве Корнуолл на южном побережье Великобритании. Эти кабели будут ответственны за передачу энергии от семи солнечных электростанций и около 1 000 марокканских ветряных турбин. По оценкам экспертов, производимая энергия будет достаточной для обеспечения стабильной чистой энергией 7 миллионов домов на Британских островах.

Несомненно эту инициативу можно назвать одним из крупнейших строительных проектов нашего времени. Его затраты оцениваются более чем в $25 млрд, а сроки реализации могут превысить пять лет.

Для осуществления грандиозного плана компания завершила проектирование самого большого судна-кабелеукладчика. Судно представляет собой уникальное техническое достижение, длина корпуса которого превышает 200 метров, а водоизмещение составляет около 26 000 тонн. Благодаря своим техническим параметрам, судно способно брать на борт два кабеля длиной по 100 миль (160 км) и укладывать их на дно моря параллельно. Этот процесс позволит эффективно и быстро внедрять кабельную инфраструктуру.

Кроме того, для реализации проекта предполагается запуск кабельного завода в Шотландии. Самой примечательной частью этого завода станет создание уникальной башни высотой более 200 метров, которая будет использоваться для сматывания кабеля в гигантские катушки.

Проект XLinks инициирует новую эру в области возобновляемых источников энергии и устанавливает стандарты в сфере разработки и реализации инновационных проектов в мировой энергетике.

Природа влияет на восприятие времени и фокусировку на целях

Ученые подтвердили, что окружение оказывает существенное влияние на восприятие времени человеком. В результате исследования стало ясно, что пребывание на природе заставляет нас чувствовать, что у нас больше времени, даже если фактически это не так. Это относится как к отдыху, так и к трудовой деятельности. Например, прогулка по лесу может казаться длиннее, чем прогулка по городским улицам одинаковой продолжительности.

Исследователи считают, что разница в восприятии обусловлена наличием отвлекающих факторов в городе, которые усиливаются использованием различных цифровых технологий. Кроме того, природа влияет на наше представление о времени в прошлом и будущем: за городом мы чаще сосредотачиваемся на долгосрочных целях, в отличие от текущих задач.

Изображение от <a href="https://ru.freepik.com/free-photo/young-female-hiker-showing-something-to-her-friend-in-forest_2586723.htm#query=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%83&position=18&from_view=keyword&track=ais&uuid=0f5b26ac-bba7-4460-a434-242c8c743118">Freepik</a>
Изображение от Freepik

Путешествия

В России стартует амбициозный проект “5 морей и озеро Байкал”: новые морские курорты и инфраструктура

28 марта глава Минэкономразвития России, Максим Решетников, объявил о запуске проекта “5 морей и озеро Байкал”. Этот амбициозный проект направлен на создание новых морских курортов и сопутствующей инфраструктуры в девяти регионах страны. Сумма инвестиций в проект оценивается в огромные 100 миллиардов рублей до 2030 года.

“Для нас крайне важны новые крупные туристические магниты в масштабах страны”, – отметил Решетников. Проект “5 морей и озеро Байкал” предполагает создание современной инфраструктуры для отдыха всех категорий граждан, с учетом их финансовых возможностей. Планируется строительство отелей, ресторанов, бассейнов, детских спортивных центров, парковых зон и пляжей.

Однако, основное внимание будет уделено транспортной и инженерной инфраструктуре, а также вопросам водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации вдоль побережий. Проект также включает в себя создание коммунальной инфраструктуры, что станет ключевым моментом в развитии регионов.

“Эти проекты требуют больших ресурсов, и более 100 миллиардов рублей выделено на них в рамках национального проекта до 2030 года”, – подчеркнул Решетников. Он также упомянул о возможности использования части доходов от повышения пошлин на вино из недружественных стран для поддержки морских курортов.

Региональные особые экономические зоны и льготы для бизнеса будут способствовать привлечению инвесторов. Кроме того, регионы уже активно работают над реализацией проекта, разрабатывая мастер-планы, готовя земельно-имущественные документы и ища инвесторов.

Проект “5 морей и озеро Байкал” станет не только точкой притяжения для туристов, но и средством для социально-экономического развития регионов. Он обещает не только создать новые места для отдыха, но и интегрировать их в местную социальную инфраструктуру и бизнес, обеспечивая рост и благополучие для всех территорий страны.

Остров Итуруп

Остров Итуруп – самый большой остров Курильских островов, славится своим величественным природным ландшафтом. Одной из его достопримечательностей являются Белые скалы, поражающие своей красотой и уникальностью.

Итуруп предлагает путешественникам нечто удивительное и уникальное. От его величественных вулканов до густых лесов и кипящих озер — здесь каждый найдет что-то по своему вкусу. Разнообразие флоры и фауны острова делает его идеальным местом для изучения природы и встречи с богатством живой природы.

Одна из самых колоритных достопримечательностей Итурупа, уникальное природное образование, аналогов которому нет на планете, – Белые скалы. Белоснежная гряда простирается на без малого 30 км по северному побережью острова. Самые высокие скальные точки превышают 100 м. Тысячи лет назад на острове случился вулканический взрыв, породивший громады светлой пористой пемзы. Время и осадки причудливо доработали образования, испещрив легкую, белую твердь ажурной сетью ущелий и каньонов. Ветра занесли семена растений, буйно разросшихся с течением времени.

Остров Итуруп поистине обладает уникальной природой и многочисленными природными богатствами. Термальные источники, особенно у вулкана Баранский, дадут фору любой японской купальне. Главное — не купаться в озере Изумрудное око. Озеро красивое, но очень горячее — не меньше 100 градусов. Лавовое плато Янкито у подножия вулкана с названием Богдан Хмельницкий и черные зеркальные пляжи залива Касатка создают неповторимую атмосферу этого места. А еще, этот остров вполне мог бы называться островом медведей, на Итурупе живет много бурых медведей, но древние айны дали ему имя в честь медуз. «Этороп» на языке коренных жителей Курил означает «медуза».

Айны – это древнее население Японских, а также Курильских островов, и их культура и язык до сих пор представляют интерес для исследователей и антропологов. Интересно, что айны имели уникальные черты, объединяющие их с различными этническими группами, что вызывает много споров и дебатов о происхождении этого народа.

Чтобы добраться до Итурупа сначала нужно долететь до Южно-Сахалинска — города на острове Сахалин. Из Сахалина (порт Корсаков) на Итуруп и другие крупные острова ходит теплоход «Игорь Фархутдинов» — плыть около 18 часов. Самолет на Итуруп тоже летает — но в разные дни разное расписание. Лететь чуть больше часа. Итуруп посещают в основном летом и осенью — в это время работает морское сообщение между островами. Теплее всего в августе — от +11 до +19 градусов в среднем. Также комфортно в сентябре и октябре. 

Итуруп действительно предлагает разнообразные возможности для приключений и отдыха. Однако, важно помнить о безопасности и принимать меры предосторожности при посещении острова, учитывая наличие медведей в данной местности. Поэтому путешествие в составе группы и соблюдение всех рекомендаций по безопасности будет весьма разумным решением.

ТОП-10 самых солнечных городов России

Наша страна невероятно огромная, она раскинулась на две части света (Европа и Азия), 11 часовых поясов и 4 климатических зоны. Каждый город здесь уникален по своему: климат, географическое положение и ландшафт даже в близлежащих районах иногда могут кардинально отличаться друг от друга. Разным является и количество солнечного сияния, получаемого территорией за день, месяц или год.

Жителям столицы и северных регионов зимой катастрофически не хватает солнца. Какие же города восполнят нехватку витамина D после долгой зимы?

Самым солнечным городом по информации Росгидромета является столица Бурятии Улан-Удэ. Она впечатляет своим количеством солнечных дней в год -116.5, что делает город одним из самых солнечных в России. Лето предлагает прекрасную возможность для активного отдыха, в то время как зима, хоть и продолжительная, тоже находит свои поклонников благодаря безоблачным дням.

Чита, находящаяся в Забайкальском крае также известна своими солнечными днями. В среднем 103 дня в году солнце радует забайкальский город. Расположение на реке Чита, разнообразные сопки, озера и степи придают этому региону особый характер.

Этот большой город на Дальнем Востоке солнце освещает в среднем 102 дня в году. Жители Хабаровска втрое чаще щурятся от солнышка, чем москвичи и петербуржцы. Однако невзирая на интенсивность солнечного света, климат здесь умеренный муссонный – длинная морозная зима и короткое умеренно теплое и влажное лето.

Астрахань относится к наиболее теплым городам России со среднегодовой температурой +11°С. Солнце здесь сияет в течение 100 дней в году. Также это самый засушливый город Европы, в нем с апреля по август дует затяжной сухой ветер, а зимой снег сразу же тает. Астрахань является одним из самых значимых и красивых российских городов.

Город Находка Приморского края, расположен южнее Владивостока и Сочи, и солнце здесь сияет в среднем почти 99 дней в году. Зимой здесь не бывает сильных морозов, а лето отличается туманной погодой. В августе до Находки доходят возникшие на тропических островах тайфуны, и тогда за пару суток на город изливается месячная норма осадков.

Севастополь — город-герой на побережье Крымского полуострова. Это один из самых теплых городов, а также незамерзающий морской порт России. По статистическим данным солнце светит для жителей и гостей Севастополя в среднем 97.5 дней в году. Больше всего оно радует в июле – 30 солнечных дней и в августе – 29 дней, и светит до ноября, когда пейзажи становятся хмурыми и суровыми. Зимой идет дождь, а уже в марте солнце вновь сияет над городом.

В Якутске среднегодовой показатель солнечных дней составляет почти 93 дня. Несмотря на то, что климат Якутска резко континентальный с рекордными температурными перепадами от -40°С зимой до +40°С летом, город занимает 7 место в рейтинге солнечных городов. Туристы приезжают в Якутск посмотреть вечную мерзлоту в ледяном подземелье «Царства вечной мерзлоты», а в «Сокровищнице Республики Саха (Якутия)» увидеть все богатство недр Якутии.

Сибирский город-миллионник Омск очень далек от южных регионов, но тем не менее он имеет достаточно высокую солнечную активность – 92.7 солнечных дней в году. Климат в Омске умеренный с влажным и теплым летом и холодной зимой. Пасмурно бывает в основном зимой, а в остальное время омчан радует прекрасная погода.

Сочи уникальный город, окруженный горным хребтом с одной стороны и черноморским побережьем с другой район радует теплой практически бесснежной зимой и жарким влажным летом. Также в среднем, солнце здесь светит в течение 90.8 дней в году. Не зря говорят, что в Сочи можно совместить в один день два совершенно противоположных вида отдыха: катание на лыжах на Красной Поляне и купание в море на бесконечных пляжах вдоль береговой линии.

Несмотря на то, что Краснодар является столицей одного из южных регионов России, по количеству солнечных дней он замыкает десятку самых солнечных городов страны. В среднем 89 солнечных дней в год радуют жителей и гостей города. Город находится между Азовским и Черным морем и отличается мягким климатом без резких температурных перепадов. Зимы практически бесснежные, а весна и осень по количеству солнечных дней лишь немного уступают летнему периоду.

Альплагерь Безенги

Альплагерь Безенги (43.111898, 43.148269), расположенный в Кабардино-Балкарии в 80 километрах от Нальчика, в верхнем течении реки Черек Безенгийский в месте впадения в него притока Мижирги является популярным местом для альпинистов, туристов и спортсменов.

Лагерь раскинулся на высоте около 2000 метров над уровнем моря на пересечении двух ущелий — Безенгийского и Мижиргийского Он был организован в 1959 году и представляет собой уникальную учебно-спортивную тренировочную базу, окруженную горами со всех сторон. Название «Безенги» происходит от балкарского слова, означающего «место, откуда сошел ледник».

Альпинисты осваивают этот район с середины 20 века. Они едут туда, чтобы взойти на пятитысячники Кавказа. Их шесть: Дыхтау, Шхара, Коштантау, Джангитау, пик Пушкина и Мижирги. В настоящее время это один из самых комфортных альпинистских лагерей в России. Начинающие и опытные альпинисты совершают там учебные и серьезные восхождения. Семейные туристы и опытные походники приезжают, чтобы посмотреть на Безенгийский ледник, водопад Жигинджи, Безенгийскую стену, озеро Баран-Кош, ущелье реки Думала, водопад Укю. Приятно и просто гулять по окрестностям. Если повезет, увидеть туров — кавказских горных козлов, которые занесены в Красную книгу.

К слову, начать свои первые восхождения можно в «Скальной лаборатории» – местном скалодроме, предназначенном для начинающих. Отдохнуть после восхождения на вершины можно в сауне с бассейном. На территории альплагеря есть жилые домики, кафе, столовая, пекарня, пункт проката оборудования, магазины и даже детский сад, где можно оставить детей на время восхождений или прогулок по ущельям. Также здесь оборудован палаточный городок, и имеется территория для установки индивидуальных палаток.

Самостоятельно добраться до альплагеря можно только на машине повышенной проходимости. Вплоть до села Безенги (43.215558, 43.286238) лежит асфальт, местами могут встречаться небольшие участки грунтовки. После села Безенги начинается 16 км горной дороги, проезд возможен только на УАЗике, ПАЗе, Ниве или ином аналогичном транспорте. Если у Вас нет машины повышенной проходимости, то чтобы попасть в альплагерь необходимо связаться с альплагерем и заказать у них заброску на УАЗике в лагерь.

Альплагерь Безенги привлекателен как для профессиональных альпинистов, готовых совершить технически сложные восхождения, так и для любителей туризма, которые могут отправиться в категорированные туристические походы. Этот район славится своей панорамой, живописными маршрутами и уникальной природой, делая его одним из центров альпинизма в России.

Одной строкой

Интересные идеи повторного использования пластиковых бутылок

Пройдите опрос и помогите улучшить активный туризм в России

Лучшие подводные фото 2024 года

Кто будет отвечать за ДТП с беспилотным авто

В африканском заповеднике сфотографировали слоненка-альбиноса

Эта птица справилась с когнитивным тестом не хуже обезьян

Коротко и по делу наша самая лучшая ежедневная лента новостей об экологии